NASHROCK2005.NAROD.RU > НОВОСТИ / МУЗЫКА / АФИША / ОБЗОРЫ
CD / ССЫЛКИ / ФОТО / ГОСТЕВАЯ
КОРОЛЬ
И ШУТ Авторизованная
история
группы /
Автор Евгения
Либабова В начале
было… (часть 1-я) / Был
праздник,
музыка
звучала…
(часть 2-я) / Дьявол в
твоих
глазах
(часть 3-я) / Большие
возможности
(часть 4-я) / Когда мы
соберём
стадионы (часть 5-я) / Как в
старой
сказке (часть 6-я) / Бойцовский
клуб
(часть 7-я) / Бери
топор, руби
хардкор (часть 8-я) / Будь как
дома, путник (часть 9-я) / Мой мир
огромен, а я
так скромен (часть 10-я) Большие
возможности
(часть 4-я) (аудитория
группы –
пара тысяч
человек) Кроме
всего
прочего,
время, когда
«Король и Шут»
начинали,
было
временем
тотального
кризиса для
всего
отечественного
рок-н-ролла. О
больших стадионных
концертах
все успели
давно
забыть. Но в
1996-м Юрий Шевчук
из группы
«ДДТ» решил,
что время
вроде бы опять
разворачивается
к ним лицом.
На стадионе
«Петровский»
Шевчук
собирался
провести
первый за
полдесятилетия
большой
рок-фестиваль.
Называться он
должен был «Наполним
небо
добротой». О
том, чтобы на
стадионе
выступили
«Король и
Шут»,
договариваться
поехал их
директор
Шумный.
Проблем не
возникло:
группа к
тому
времени уже
вошла в ранг
«подающих
большие
надежды».
Парней без
разговоров
включили в
программу. Выступать
не в
прокуренной
тесной дыре,
а на настоящем
стадионе!
Вот это да! К
выступлению
готовились
так, как до
этого ни к
чему не
готовились,
— а оно все
равно
оставило
очень
сумбурные
ощущения.
Еще до
выхода на
сцену все
напились,
переволновались,
басист
лажал, было
ощущение,
будто
выступление
промелькнуло,
как птичка, а
публика
пришла
слушать титанов
вроде «ДДТ»
и «Алисы», и
кто вообще в
те годы
слышал про
их группу? На
самом деле,
едва вышли
на сцену,
волнение
тут же
прошло.
«Король и
Шут»
отыграли
совершенно
дикое по
энергетике
выступление. Князь: По
отзывам
многих
людей, мы
принесли
туда много
неожиданной
энергии.
Перед нашим выступлением
кто-то даже
засыпал. А мы
внесли
свежее дыхание.
Неожиданно
для себя
запомнились
многим. Я,
например, не
знаю, что
должен
увидеть, чтобы
офигеть. Но тогда,
наверное,
это был
свежак,
новое
дыхание. Может,
не все
получалось,
но я
чувствовал
такую энергию,
что мне было
все равно. Сейчас
многие
говорят, что
Шевчук и
Кинчев приняли
активное
участие в
продвижении
«Короля и
Шута». Это не
вполне
верно. В ту
пору —
просто
относились
с уважением.
А уже потом,
значительно
позже, когда
группа
могла
собрать «Юбилейный»,
Шевчук в
своих
интервью
называл
«Короля и
Шута» одной
из самых перспективных
и честных
групп, а
Кинчев — в
числе своих
любимых
российских
групп. Уйдя в
религию, Кинчев
и вовсе
как-то в
интервью
заявил, что
те фанаты,
кто не
принял
православную
«Алису»,
пополнили
ряды
поклонников
«Короля и
Шута»,
поскольку
те
продолжают
«алисовскую»
традицию 1980-х
годов. Сами
же «Король и
Шут» в
какой-то
особой поддержке,
пожалуй, что,
и не
нуждались.
Из всех классиков
русского
рок-н-ролла с
беспрекословным
уважением Горшок
относился
разве что к
Андрею
«Свинье»
Панову из
группы
«Автоматические
Удовлетворители». Свин
был самым
первым
панк-рокером
СССР. Горшок
очень
внимательно
следил за
его творчеством.
Несколько
раз «АУ» и «Король и
Шут» играли
на одних
фестивалях,
но тесно
знакомы не
были. Князь: Мы ехали
с ними в
одном
поезде на
какой-то фестиваль.
Свин пришел
к нам в купе,
принес несколько
бутылок
пива и
сказал: — Мужики,
вот вам пиво,
я его не пью.
Мне нужна водка,
— дайте
водки! Мы
сказали, что
у нас водки
нет. А он: — Не верю,
чтобы у вас,
панков,
водки не
было! Признаться,
что нет
водки, —
некруто, не
хочется. С
другой
стороны,
водки у нас
действительно
нет, и бабла
нет. Вот
такой замес...
Но тут мы
смотрим: Яша спит.
И мы Свину на
Яшу
показываем
— вон у него
есть. Свин стал
тормошить
Яшу: _ Слушай,
дружище, вот
тебе пиво —
дай водки. А
Яша спит: —
Отстаньте
от меня!
Какая водка?
Смешно было
на все это
смотреть. Мы
с Горшком
рады были — в
любом
случае не мы
зажали, а
Яшка. Можно
сказать, что
весь
русский
панк-рок ограничен
этими двумя
именами:
Свин стоял у
истоков
жанра, а Горшок
замыкал ряд
великих
отечественных
панков. При
этом звезда «Короля
и Шута»
восходила
как раз
тогда, когда
«Удовлетворители»
катились
под откос. Горшок
постепенно
избавлялся
от зависимостей.
Наркотики
он оставил
совсем, а
алкоголь
удалось
ввести в какие-то
рамки. А Свин
останавливаться
даже не
собирался.
Он умер в 1998-м,
когда ему
только-только
исполнилось
тридцать
шесть. С тех
пор на
каждом
концерте Горшок
посвящает
одну песню
«ушедшим
панкам» и
всегда называет
имя Свина. А
из
иностранных
коллег
Горшку
особенно нравились
«Exploited». В
феврале 1998-го
британская
группа
приехала
выступить в
Петербург.
Концерт
проходил во
Дворце
спорта
«Юбилейный».
Сами музыканты
признались,
что на такой
большой
площадке не
выступали
ни разу в
жизни.
Однако
толком
разойтись во
время концерта
группе так и
не дали. В
милицию поступило
сообщение о
заложенной
на стадионе
бомбе, и публику
разогнали.
Из
Петербурга
«Exploited»
отправились
в Москву и
там
отыграли во
Дворце
культуры имени
Горбунова. В
«Горбушке»
британских
панков
разогревало
несколько
отечественных
групп, в том
числе
«Король и Шут».
Чему
собравшиеся
были совсем
не рады. Во
время сетов
наших
команд
зрители
показывали
факи и
кидали на
сцену банки
из-под пива.
Крики толпы
заглушали
звук, идущий
из динамиков. Что
оставалось
музыкантам?
Можно было
поступить
так же, как
спустя годы
группа
«Уматурман»
на фестивале
«Наши в
городе»:
просто уйти
со сцены, так
и не доиграв.
Можно было
так же, как
Игги Поп на
концерте в
Мичиганском
дворце,
вызвать обидчиков
на дуэль и
заорать:
«Все, блин,
вызываю
пиздюка на
дуэль! Все
вон отсюда!» Во
время
выступления
«Короля и
Шута» Горшку
показалось,
что кто-то
показал фак.
Но, в отличие
от Игги Поп,
не стал
разгонять
пришедших,
чтобы остаться
один на один
с врагом. Он
просто
спрыгнул со
сцены и
бросился в
толпу, чтобы
набить
морду всем,
кто его
задел. Один
против
целого зала!
«Офигительный
чувак!» —
поразились
собравшиеся.
Сыграть
перед «Exploited»
ребята
согласились
без особых
раздумий.
Хотя
вообще-то
чем дальше,
тем реже
«Король и
Шут»
соглашались
хоть кого-то
разогревать.
В 2001 году
идеолог «Нашего
Радио»
Михаил
Козырев
позвонил
директору
группы с
предложением,
от которого
дыхание сперло
бы у любого:
«Королю и
Шуту»
предложили
выступить
на
разогреве у
Marilyn Manson. Ребята
отказались.
У них был тур. А кроме
того, была и
более
серьезная
причина:
«Король и
Шут» не
любят Marilyn Manson. Князь: Marilyn Manson —
человек с
поломанной судьбой
и
характером,
со
сломанной,
искаженной
психикой.
Это
воплощение
всего того
убогого, что
кроется в
его голове. В
своих
клипах он
демонстрировал
то, на что смотреть
неприятно.
Он рисует
людям ад. Естественно,
его
популярность
была резкой,
но недолгой.
И это было
нормально.
Мы круче
этого Marilyn Manson. Он пришел
показать какую-то
фигню, а мы
пришли
говорить о
главном и
надолго. Концерты
концертами,
но пришло
время подумать
и о выпуске
нового
альбома.
Песни акустической
программы
были готовы
и
отрепетированы,
— почему бы их
не записать?
Тем более по
контракту
им предстояло
выпустить
еще одну
пластинку
на лейбле
«Курицца Records». Музыканты
засели в
студии и
начали
писаться.
Князь хотел
все сделать
сам — даже
исполнить
женскую партию
в песнях
«Наблюдатель»
и «Девушка и
граф». Однако
желания
музыканта
не
совпадали с
видением представителей
лейбла. «А
давай
вызовем Марину
Капуро?» — предложили
они. Предложение
было
неожиданным.
Трудно было
представить
более
несочетаемые
вещи, чем
фолк-исполнительница
Марина
Капуро и панк-рок.
Через час
Марина
Капуро из
группы
«Яблоко»
уже была на
студии. Марина
Капуро: Меня
пригласил
мой большой
друг и
автор-исполнитель
Юрий
Морозов. Там
с «Королями
и Шутами» и
познакомились.
До этого я
даже не
знала, что
есть такая
группа.
Работать с
ними было
очень легко.
Не важно, в
каком стиле
ты
работаешь. Мы
же всегда
говорим с
музыкантами
на одном
языке. Когда
материал
был почти
полностью
записан,
ребята
прослушали
его и
пригорюнились.
Все было
вроде неплохо,
но не
хватало
какого-то
крючочка...
какой-то мелочи,
которая
цепляла бы
слушателя и
не позволяла
бы ему выключить
диск, не
дослушав альбом
до конца. Кто-то
предложил
дополнить
звучание
скрипкой.
Идея была
неплохая.
Тем более
что у Яши с Поручиком
есть пара
знакомых
скрипачек!
Некоторое время
назад они
познакомились
с двумя
симпатичными
барышнями.
Обеих звали
Машами, и обе
они играли в
группе
«Музыка Т». Маша
Нефедова: Моя
школьная
подружка-сестричка
Маша Бессонова
общалась с
различными
музыкантами
и играла со
всеми, кто
приглашал. И
в какой-то
момент я
тоже в это
втянулась.
Тем более что
уже с двенадцати
или
тринадцати
лет я была алисоманкой.
Я люблю
красивую
музыку.
Разную, но
красивую. Других
вариантов
все равно не
было. Яшу отправили
звонить
девушкам. Со
скрипками
материал
зазвучал действительно
куда лучше. А
одна из
девушек,
Маша Нефедова,
после той
записи так и
осталась в
составе «Короля
и Шута».
Причем
очень скоро
стала
вполне заметной
участницей
группы. Сид
(«Тараканы!»): У
«Тараканов!»
есть
менеджер
Илья
Островский.
Он очень
увлекающийся
парень и зачастую,
если ему
нравится
какая-то
барышня, и нравится
по-серьезному,
ему кажется,
что это то,
что он искал
всю жизнь. Бросается
в омут с
головой и использует
любую
возможность,
чтобы как-то
обратить на
себя
внимание.
Илья
страдал по
Маше Нефедовой.
А мы, ребята
из группы,
были
свидетелями
его
страданий,
охов и ахов.
Достаточно
долгое
время он не
знал, как
донести
свои
чувства. И в
какой-то
момент он
сказал мне: «Димон,
а не
написать ли
тебе песню о
любви к артистке
ансамбля
„Король и
Шут"?».
Почему бы и
нет, Илья.
Расчет был
прост. Песня
будет
сочинена, записана
(или просто
начнет
исполняться
на
концертах), и
рано или
поздно слух
дойдет до
ушей
объекта. Наверное,
она, услышав
песню,
заинтересуется
историей ее
возникновения,
начнет
наводить
справки. А
это —
удобный
случай для
того, чтобы Илья
мог обо всем рассказать
Маше. Так и
сделали.
Появилась
песня «Маша,
скрипачка из
„Король и
Шут"». Она
узнала ее, и
именно наличие
в
репертуаре
«Тараканов!»
такой песни позволила
им за
кулисами
какого-то
фестиваля
завязать
разговор.
По-моему, его
расчет на то,
что песня может
стать темой
для
знакомства
и следующим
шагом к раскрытию
чувств, —
сработал. Но
не было ответного
чувства. Все,
в общем,
складывалось
неплохо.
Новый альбом,
новая
участница
группы... Не
радовался
переменам разве
что Горшок.
Послушав
материал
«Акустического
альбома», он
остался
крайне
недоволен.
Вместо реального
панк-рока —
баллады с
детскими
текстами.
Миша настаивал,
чтобы
альбом
вышел как
сольник
Князя. Но тут
уже на дыбы
встал
выпускающий
лейбл. «Курицца»
доказывала:
«Король и
Шут» —
группа,
конечно,
популярная,
но до
сольного
творчества
они еще не
доросли.
Пока что
выпускаться
можно
только под
раскрученным
брендом
«Король и
Шут». А
пока ребята
спорили,
произошло
неожиданное.
Фирма
«Курицца Records»
развалилась,
и альбом перешел
в
собственность
группы.
Нужно было
искать новый
лейбл. Помог
случай. В
Москве у
парней была
знакомая, которую
звали Елена
Карпова.
Однажды
Лена
снимала
группу для
канала РТР. К
тому
времени,
когда
«Король и
Шут» записали
«Акустический
альбом»,
Карпова работала
на лейбле
«ОРТ-Рекордс».
Возглавлял
его продюсер
Иосиф
Пригожий. А в
списке
релизов лейбла
были группа
«На-На», Вика
Цыганова,
Александр
Буйнов, «Дюна»...
Карпову
пригласили,
чтобы
усилить
рок-позиции
лейбла. Елена
Карпова: Мы начали
вести
разговоры с
Пригожиным
о том, что
хорошо было
бы издать
альбом группы,
которая
только что
собрала
Дворец
спорта «Юбилейный».
В Москву был
вызван
Шумный как
директор
коллектива.
С ним
приехали
Яша
Цвиркунов,
Князь и Балу.
Было
достигнуто
соглашение
и подписан
договор, по
которому
авторский
гонорар
составлял
тридцать
тысяч
долларов. Иосиф
Пригожин: Мы искали
хорошие
проекты. Тут
появился
менеджер
группы и
сказал: «Я
работаю с „Королем
и Шутом"».
Мне
понравилась
группа. Я почувствовал,
что они
перспективные,
профессиональные.
Качество не
зависит от
жанра. Либо
это сделано
хорошо, либо
это сделано
плохо.
«Король и
Шут» в своем
формате потрясающе
серьезные,
сильные и
толковые ребята.
Я с огромным
удовольствием
работал с
ними. Я бы и по
сей день с
радостью
сотрудничал
с ними, но
закрылась
компания
«ОРТ-Рекордс». Феноменальная,
казалось бы,
вещь — панк-группу
подписывают
на попсовый
лейбл!
Впрочем, и David Bowie,
и «The Offspring», и Bob Dylan, и Janis Joplin
в разное
время издавались
на
гигантских
мэйджорах
вроде «Sоnу». Михаил
Козырев: Пригожин
заволок
меня к себе в
«Останкино».
Ощущение,
когда Иосиф
Пригожий рассказывал
о том, насколько
перспективным
релизом для
него является
подписание
контракта с
группой «Король
и Шут»,
производило
примерно
такое же впечатление,
как если бы
Святослав
Бэлза
сделал
масштабную
рекламную
кампанию,
стараясь
обратить
внимание на
группу
«Пурген».
Это примерно
такое же
органичное
сочетание. Пластинка
вышла. И
вскоре
группа
столкнулась
с такой
штукой, как
ротация в
радиоэфире. Иосиф
Пригожин: Мы
пробивали
ротацию на «Нашем
Радио». У нас
была
непростая
беседа с
господином
Козыревым —
он
категорически
не хотел
ставить группу
на радио. Мы
пытались
ему
доказать,
что у группы
«Король и
Шут» есть
перспективы,
что они действительно
талантливые
и
продвинутые,
что они
займут в
хит-параде
первое
место. Михаил
Козырев: Факт, что
я не ставил
группу в
эфир, вовсе не
означает,
что она мне
не нравится.
Это значит,
что я не мог
найти песню,
которую
можно поставить
в эфир. Как
только я
ее нашел —
сразу и поставил.
Кто-то мне
очень
рекомендовал
«Ели мясо мужики».
И мне
приходилось
детально
разъяснять,
что ни
горячо, ни
холодно
группе от
этого не
станет, а радиостанцию
мы убьем
быстро и
эффективно.
А вот потом появилась
песня
«Прыгну со
скалы». И это
был абсолютный
хит. С этого
началось
наше с ними
общение и постановка
песен в эфир. «Акустический
альбом»
надо было представлять
публике. Для
презентации
в Питере был
выбран ДК им. Ленсовета.
Неудивительно,
что, увидев
на афишах
слово
«акустический»,
на концерты
пришел
немного
другой контингент
людей, чем
ходит
обычно. Тех,
кто привык слушать
«Короля и
«Шута» и
пришел
фанатеть,
было не так
много.
Впрочем, было
понятно — на
концерте
будет что-то
необычайное.
Причем это
одинаково
необычайно
и для группы,
и для
поклонников.
Горшок и
Князь
сидели на
стульях и
пели. Горшок
со своего стульчика
иногда сваливался.
Те немногие
фэны, что все
же были на
концерте, в
основном
кучковались
в первых
рядах и то и
дело выкрикивали:
«Вставайте
со стульев!»,
«Давайте
рубите!».
«Акустический
концерт» на
стульях —
палка о двух
концах. С
одной
стороны,
идея активно
привлекла внимание
новых людей
— казалось
бы, на первый
взгляд нереферентную
группу. С
другой —
музыкантам хотелось
свободы
передвижений
на сцене.
Хотелось панк-рока.
У молодых
неопытных
участи и ков
группы существовал
стереотип,
что
«акустика»
— значит
«сидеть на
стульях», а
вот
«электричество»
— значит
колбаситься.
Разбив
концерт на
две части,
так и поступили.
Два дня
подряд
концерты
проходили
на ура. Уже
к моменту
записи
«Акустического
альбома»
группу
перестала
устраивать
директорская
работа
Шумного. В последнее
время с ним
стало все
сложнее и
сложнее работать,
поскольку
его
пьянство
стало
отражаться на
качестве
работы. А
потом
произошел и
вовсе
вопиющий
случай —
весьма
нормальный
для просто
панка или
музыканта,
но
невозможный
для
административного
лица.
Отыграв концерт
в
московском
клубе «Рога
и Копыта»,
музыканты
разъехались
кто куда —
«на вписку».
И вдруг, уже в гостях,
поняли, что с
ними нет
Маши. Это
было время, когда
никаких
мобильных
телефонов
еще не существовало.
Юная
девушка
одна, в
Москве, и
непонятно,
где ее искать.
Спросили у
Шумного, где
Маша. Тот л
ишь пожал
плечами. На
следующий
день вернулись
за Машей в
клуб — оказалось,
накануне ее
приютила
уборщица. К
тому же
требования
группы к
директорству
все росли и
росли — а он
стоял на
месте.
Конечно,
такая работа
долго
продолжаться
не могла. И
когда поняли,
что от административной
работы Балу
и Яши пользы
больше, чем от
Шумного, с
ним
расстались. Впрочем,
узнать
мнение
самого
Шумного по поводу
сотрудничества
с группой
так и не удалось.
От общения
он
отказался, сославшись
на
нереальную
занятость и нежелание
говорить. В 1999
году группа
рассталась
с Шумным.
И дальше у
«Короля и
Шута»
началась
совсем другая
жизнь. Евгения
Либабова |
Разработка
и поддержка
сайта — Александр
Поляков aka PrankeR.
Использование
материалов
сайта
допускается
только с согласия
автора и со
ссылкой на
источник.
Координаты
для связи: e-mail