NASHROCK2005.NAROD.RU > НОВОСТИ / МУЗЫКА / АФИША / ОБЗОРЫ CD / ССЫЛКИ / ФОТО / ГОСТЕВАЯ

 

КОРОЛЬ И ШУТ

Авторизованная история группы / Автор Евгения Либабова

 

В начале было… (часть 1-я) / Был праздник, музыка звучала… (часть 2-я) / Дьявол в твоих глазах (часть 3-я) / Большие возможности (часть 4-я) / Когда мы соберём стадионы (часть 5-я) / Как в старой сказке (часть 6-я) / Бойцовский клуб (часть 7-я) / Бери топор, руби хардкор (часть 8-я) / Будь как дома, путник (часть 9-я) / Мой мир огромен, а я так скромен (часть 10-я)

 

Отзывы и мнения (bonus)

 

Большие возможности (часть 4-я)

(аудитория группы – пара тысяч человек)

 

 

Кроме всего прочего, время, когда «Король и Шут» начинали, было временем тотального кризиса для всего отечественного рок-н-ролла. О больших стадионных концертах все успели давно забыть. Но в 1996-м Юрий Шевчук из группы «ДДТ» решил, что время вроде бы опять разворачивается к ним лицом. На стадионе «Петровский» Шевчук собирался провести первый за полдесятилетия большой рок-фестиваль. Называться он должен был «Наполним небо добротой».

 

О том, чтобы на стадионе выступили «Король и Шут», договариваться поехал их директор Шумный. Проблем не возникло: группа к тому времени уже вошла в ранг «подающих большие надежды». Парней без разговоров включили в программу.

 

Выступать не в прокуренной тесной дыре, а на настоящем стадионе! Вот это да! К выступлению готовились так, как до этого ни к чему не готовились, — а оно все равно оставило очень сумбурные ощущения. Еще до выхода на сцену все напились, переволновались, басист лажал, было ощущение, будто выступление промелькнуло, как птичка, а публика пришла слушать титанов вроде «ДДТ» и «Алисы», и кто вообще в те годы слышал про их группу?

 

На самом деле, едва вышли на сцену, волнение тут же прошло. «Король и Шут» отыграли совершенно дикое по энергетике выступление.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Князь: По отзывам многих людей, мы принесли туда много неожиданной энергии. Перед нашим выступлением кто-то даже засыпал. А мы внесли свежее дыхание. Неожиданно для себя запомнились многим. Я, например, не знаю, что должен увидеть, чтобы офигеть. Но тогда, наверное, это был свежак, новое дыхание. Может, не все получалось, но я чувствовал такую энергию, что мне было все равно.

 

 

 

 

 

 

Сейчас многие говорят, что Шевчук и Кинчев приняли активное участие в продвижении «Короля и Шута». Это не вполне верно. В ту пору — просто относились с уважением. А уже потом, значительно позже, когда группа могла собрать «Юбилейный», Шевчук в своих интервью называл «Короля и Шута» одной из самых перспективных и честных групп, а Кинчев — в числе своих любимых российских групп. Уйдя в религию, Кинчев и вовсе как-то в интервью заявил, что те фанаты, кто не принял православную «Алису», пополнили ряды поклонников «Короля и Шута», поскольку те продолжают «алисовскую» традицию 1980-х годов.

 

Сами же «Король и Шут» в какой-то особой поддержке, пожалуй, что, и не нуждались. Из всех классиков русского рок-н-ролла с беспрекословным уважением Горшок относился разве что к Андрею «Свинье» Панову из группы «Автоматические Удовлетворители».

Свин был самым первым панк-рокером СССР. Горшок очень внимательно следил за его творчеством. Несколько раз «АУ» и «Король и Шут» играли на одних фестивалях, но тесно знакомы не были.

 

Князь: Мы ехали с ними в одном поезде на какой-то фестиваль. Свин пришел к нам в купе, принес несколько бутылок пива и сказал:

— Мужики, вот вам пиво, я его не пью. Мне нужна водка, — дайте водки!

Мы сказали, что у нас водки нет. А он:

— Не верю, чтобы у вас, панков, водки не было!

Признаться, что нет водки, — некруто, не хочется. С другой стороны, водки у нас действительно нет, и бабла нет. Вот такой замес... Но тут мы смотрим: Яша спит. И мы Свину на Яшу показываем — вон у него есть.

Свин стал тормошить Яшу: _ Слушай, дружище, вот тебе пиво — дай водки. А Яша спит:

— Отстаньте от меня! Какая водка? Смешно было на все это смотреть. Мы с Горшком рады были — в любом случае не мы зажали, а Яшка.

 

Можно сказать, что весь русский панк-рок ограничен этими двумя именами: Свин стоял у истоков жанра, а Горшок замыкал ряд великих отечественных панков. При этом звезда «Короля и Шута» восходила как раз тогда, когда «Удовлетворители» катились под откос.

Горшок постепенно избавлялся от зависимостей. Наркотики он оставил совсем, а алкоголь удалось ввести в какие-то рамки. А Свин останавливаться даже не собирался. Он умер в 1998-м, когда ему только-только исполнилось тридцать шесть. С тех пор на каждом концерте Горшок посвящает одну песню «ушедшим панкам» и всегда называет имя Свина. А из иностранных коллег Горшку особенно нравились «Exploited». В феврале 1998-го британская группа приехала выступить в Петербург. Концерт проходил во Дворце спорта «Юбилейный». Сами музыканты признались, что на такой большой площадке не выступали ни разу в жизни. Однако толком разойтись во время концерта группе так и не дали. В милицию поступило сообщение о заложенной на стадионе бомбе, и публику разогнали. Из Петербурга «Exploited» отправились в Москву и там отыграли во Дворце культуры имени Горбунова.

 

В «Горбушке» британских панков разогревало несколько отечественных групп, в том числе «Король и Шут». Чему собравшиеся были совсем не рады. Во время сетов наших команд зрители показывали факи и кидали на сцену банки из-под пива. Крики толпы заглушали звук, идущий из динамиков.

 

Что оставалось музыкантам? Можно было поступить так же, как спустя годы группа «Уматурман» на фестивале «Наши в городе»: просто уйти со сцены, так и не доиграв. Можно было так же, как Игги Поп на концерте в Мичиганском дворце, вызвать обидчиков на дуэль и заорать: «Все, блин, вызываю пиздюка на дуэль! Все вон отсюда!» Во время выступления «Короля и Шута» Горшку показалось, что кто-то показал фак. Но, в отличие от Игги Поп, не стал разгонять пришедших, чтобы остаться один на один с врагом. Он просто спрыгнул со сцены и бросился в толпу, чтобы набить морду всем, кто его задел. Один против целого зала! «Офигительный чувак!» — поразились собравшиеся. Сыграть перед «Exploited» ребята согласились без особых раздумий. Хотя вообще-то чем дальше, тем реже «Король и Шут» соглашались хоть кого-то разогревать. В 2001 году идеолог «Нашего Радио» Михаил Козырев позвонил директору группы с предложением, от которого дыхание сперло бы у любого: «Королю и Шуту» предложили выступить на разогреве у Marilyn Manson. Ребята отказались. У них был тур. А кроме того, была и более серьезная причина: «Король и Шут» не любят Marilyn Manson.

 

Князь: Marilyn Manson — человек с поломанной судьбой и характером, со сломанной, искаженной психикой. Это воплощение всего того убогого, что кроется в его голове. В своих клипах он демонстрировал то, на что смотреть неприятно. Он рисует людям ад. Естественно, его популярность была резкой, но недолгой. И это было нормально. Мы круче этого Marilyn Manson. Он пришел показать какую-то фигню, а мы пришли говорить о главном и надолго.

 

 

 

 

 

 

Концерты концертами, но пришло время подумать и о выпуске нового альбома. Песни акустической программы были готовы и отрепетированы, — почему бы их не записать? Тем более по контракту им предстояло выпустить еще одну пластинку на лейбле «Курицца Records».

 

Музыканты засели в студии и начали писаться. Князь хотел все сделать сам — даже исполнить женскую партию в песнях «Наблюдатель» и «Девушка и граф». Однако желания музыканта не совпадали с видением представителей лейбла.

«А давай вызовем Марину Капуро?» — предложили они. Предложение было неожиданным. Трудно было представить более несочетаемые вещи, чем фолк-исполнительница Марина Капуро и панк-рок. Через час Марина Капуро из группы «Яблоко» уже была на студии.

 

Марина Капуро: Меня пригласил мой большой друг и автор-исполнитель Юрий Морозов. Там с «Королями и Шутами» и познакомились. До этого я даже не знала, что есть такая группа. Работать с ними было очень легко. Не важно, в каком стиле ты работаешь. Мы же всегда говорим с музыкантами на одном языке.

 

Когда материал был почти полностью записан, ребята прослушали его и пригорюнились. Все было вроде неплохо, но не хватало какого-то крючочка... какой-то мелочи, которая цепляла бы слушателя и не позволяла бы ему выключить диск, не дослушав альбом до конца.

Кто-то предложил дополнить звучание скрипкой. Идея была неплохая. Тем более что у Яши с Поручиком есть пара знакомых скрипачек! Некоторое время назад они познакомились с двумя симпатичными барышнями. Обеих звали Машами, и обе они играли в группе «Музыка Т».

 

Маша Нефедова: Моя школьная подружка-сестричка Маша Бессонова общалась с различными музыкантами и играла со всеми, кто приглашал. И в какой-то момент я тоже в это втянулась. Тем более что уже с двенадцати или тринадцати лет я была алисоманкой. Я люблю красивую музыку. Разную, но красивую.

 

 

 

 

 

 

Других вариантов все равно не было. Яшу отправили звонить девушкам. Со скрипками материал зазвучал действительно куда лучше. А одна из девушек, Маша Нефедова, после той записи так и осталась в составе «Короля и Шута». Причем очень скоро стала вполне заметной участницей группы.

 

 

Сид («Тараканы!»): У «Тараканов!» есть менеджер Илья Островский. Он очень увлекающийся парень и зачастую, если ему нравится какая-то барышня, и нравится по-серьезному, ему кажется, что это то, что он искал всю жизнь. Бросается в омут с головой и использует любую возможность, чтобы как-то обратить на себя внимание. Илья страдал по Маше Нефедовой. А мы, ребята из группы, были свидетелями его страданий, охов и ахов. Достаточно долгое время он не знал, как донести свои чувства. И в какой-то момент он сказал мне: «Димон, а не написать ли тебе песню о любви к артистке ансамбля „Король и Шут"?». Почему бы и нет, Илья. Расчет был прост. Песня будет сочинена, записана (или просто начнет исполняться на концертах), и рано или поздно слух дойдет до ушей объекта. Наверное, она, услышав песню, заинтересуется историей ее возникновения, начнет наводить справки. А это — удобный случай для того, чтобы Илья мог обо всем рассказать Маше. Так и сделали. Появилась песня «Маша, скрипачка из „Король и Шут"». Она узнала ее, и именно наличие в репертуаре «Тараканов!» такой песни позволила им за кулисами какого-то фестиваля завязать разговор. По-моему, его расчет на то, что песня может стать темой для знакомства и следующим шагом к раскрытию чувств, — сработал. Но не было ответного чувства.

 

Все, в общем, складывалось неплохо. Новый альбом, новая участница группы... Не радовался переменам разве что Горшок. Послушав материал «Акустического альбома», он остался крайне недоволен. Вместо реального панк-рока — баллады с детскими текстами. Миша настаивал, чтобы альбом вышел как сольник Князя. Но тут уже на дыбы встал выпускающий лейбл. «Курицца» доказывала: «Король и Шут» — группа, конечно, популярная, но до сольного творчества они еще не доросли. Пока что выпускаться можно только под раскрученным брендом «Король и Шут».

 

А пока ребята спорили, произошло неожиданное. Фирма «Курицца Records» развалилась, и альбом перешел в собственность группы. Нужно было искать новый лейбл.

 

Помог случай. В Москве у парней была знакомая, которую звали Елена Карпова. Однажды Лена снимала группу для канала РТР. К тому времени, когда «Король и Шут» записали «Акустический альбом», Карпова работала на лейбле «ОРТ-Рекордс». Возглавлял его продюсер Иосиф Пригожий. А в списке релизов лейбла были группа «На-На», Вика Цыганова, Александр Буйнов, «Дюна»... Карпову пригласили, чтобы усилить рок-позиции лейбла.

 

Елена Карпова: Мы начали вести разговоры с Пригожиным о том, что хорошо было бы издать альбом группы, которая только что собрала Дворец спорта «Юбилейный». В Москву был вызван Шумный как директор коллектива. С ним приехали Яша Цвиркунов, Князь и Балу. Было достигнуто соглашение и подписан договор, по которому авторский гонорар составлял тридцать тысяч долларов.

 

Иосиф Пригожин: Мы искали хорошие проекты. Тут появился менеджер группы и сказал: «Я работаю с „Королем и Шутом"». Мне понравилась группа. Я почувствовал, что они перспективные, профессиональные. Качество не зависит от жанра. Либо это сделано хорошо, либо это сделано плохо. «Король и Шут» в своем формате потрясающе серьезные, сильные и толковые ребята. Я с огромным удовольствием работал с ними. Я бы и по сей день с радостью сотрудничал с ними, но закрылась компания «ОРТ-Рекордс».

 

 

 

 

Феноменальная, казалось бы, вещь — панк-группу подписывают на попсовый лейбл! Впрочем, и David Bowie, и «The Offspring», и Bob Dylan, и Janis Joplin в разное время издавались на гигантских мэйджорах вроде «Sоnу».

 

Михаил Козырев: Пригожин заволок меня к себе в «Останкино». Ощущение, когда Иосиф Пригожий рассказывал о том, насколько перспективным релизом для него является подписание контракта с группой «Король и Шут», производило примерно такое же впечатление, как если бы Святослав Бэлза сделал масштабную рекламную кампанию, стараясь обратить внимание на группу «Пурген». Это примерно такое же органичное сочетание.

 

 

 

 

 

 

 

Пластинка вышла. И вскоре группа столкнулась с такой штукой, как ротация в радиоэфире.

 

Иосиф Пригожин: Мы пробивали ротацию на «Нашем Радио». У нас была непростая беседа с господином Козыревым — он категорически не хотел ставить группу на радио. Мы пытались ему доказать, что у группы «Король и Шут» есть перспективы, что они действительно талантливые и продвинутые, что они займут в хит-параде первое место.

 

 

 

 

 

 

Михаил Козырев: Факт, что я не ставил группу в эфир, вовсе не означает, что она мне не нравится. Это значит, что я не мог найти песню, которую можно поставить в эфир. Как только я ее нашел — сразу и поставил. Кто-то мне очень рекомендовал «Ели мясо мужики». И мне приходилось детально разъяснять, что ни горячо, ни холодно группе от этого не станет, а радиостанцию мы убьем быстро и эффективно. А вот потом появилась песня «Прыгну со скалы». И это был абсолютный хит. С этого началось наше с ними общение и постановка песен в эфир.

 

 

 

 

 

 

«Акустический альбом» надо было представлять публике. Для презентации в Питере был выбран ДК им. Ленсовета. Неудивительно, что, увидев на афишах слово «акустический», на концерты пришел немного другой контингент людей, чем ходит обычно. Тех, кто привык слушать «Короля и «Шута» и пришел фанатеть, было не так много. Впрочем, было понятно — на концерте будет что-то необычайное. Причем это одинаково необычайно и для группы, и для поклонников. Горшок и Князь сидели на стульях и пели. Горшок со своего стульчика иногда сваливался. Те немногие фэны, что все же были на концерте, в основном кучковались в первых рядах и то и дело выкрикивали: «Вставайте со стульев!», «Давайте рубите!». «Акустический концерт» на стульях — палка о двух концах. С одной стороны, идея активно привлекла внимание новых людей — казалось бы, на первый взгляд нереферентную группу. С другой — музыкантам хотелось свободы передвижений на сцене. Хотелось панк-рока. У молодых неопытных участи и ков группы существовал стереотип, что «акустика» — значит «сидеть на стульях», а вот «электричество» — значит колбаситься. Разбив концерт на две части, так и поступили. Два дня подряд концерты проходили на ура.

 

Уже к моменту записи «Акустического альбома» группу перестала устраивать директорская работа Шумного. В последнее время с ним стало все сложнее и сложнее работать, поскольку его пьянство стало отражаться на качестве работы. А потом произошел и вовсе вопиющий случай — весьма нормальный для просто панка или музыканта, но невозможный для административного лица. Отыграв концерт в московском клубе «Рога и Копыта», музыканты разъехались кто куда — «на вписку». И вдруг, уже в гостях, поняли, что с ними нет Маши. Это было время, когда никаких мобильных телефонов еще не существовало. Юная девушка одна, в Москве, и непонятно, где ее искать. Спросили у Шумного, где Маша. Тот л ишь пожал плечами. На следующий день вернулись за Машей в клуб — оказалось, накануне ее приютила уборщица.

 

К тому же требования группы к директорству все росли и росли — а он стоял на месте. Конечно, такая работа долго продолжаться не могла. И когда поняли, что от административной работы Балу и Яши пользы больше, чем от Шумного, с ним расстались.

 

Впрочем, узнать мнение самого Шумного по поводу сотрудничества с группой так и не удалось. От общения он отказался, сославшись на нереальную занятость и нежелание говорить. В 1999 году группа рассталась с Шумным. И дальше у «Короля и Шута» началась совсем другая жизнь.

 

 

 

назад <  > далее

Евгения Либабова

 

 

 

Разработка и поддержка сайта — Александр Поляков aka PrankeR.
Использование материалов сайта допускается только с согласия автора и со ссылкой на источник.
Координаты для связи:
e-mail

 

Hosted by uCoz