NASHROCK2005.NAROD.RU > НОВОСТИ / МУЗЫКА / АФИША / ОБЗОРЫ
CD / ССЫЛКИ / ФОТО / ГОСТЕВАЯ
КОРОЛЬ
И ШУТ Авторизованная
история
группы /
Автор Евгения
Либабова В начале
было… (часть
1-я) / Был
праздник,
музыка
звучала…
(часть 2-я) / Дьявол в
твоих
глазах (часть 3-я) / Большие
возможности
(часть
4-я) / Когда мы
соберём
стадионы (часть 5-я) / Как в
старой
сказке (часть 6-я) / Бойцовский
клуб
(часть 7-я) / Бери
топор, руби
хардкор (часть 8-я) / Будь как
дома, путник (часть 9-я) / Мой мир
огромен, а я
так скромен (часть 10-я) Был
праздник,
музыка
звучала…
(часть 2-я) (аудитория
группы – 300-400
человек) В Многие
тусовались
в «ТамТаме»,
а Горшок там
практически
жил.
Поскольку к
тому времени
Миша давно
ушел из дома
и жил едва ли
не на улице,
компания
панков из
«ТамТам»
была ему
родной и
близкой.
Именно в
этом
легендарном
«ТамТаме»
«Король и
Шут»
сыграли
свой первый
полноценный
концерт как
уже
сформировавшаяся
группа. Во
время
первого
концерта
группы
Поручик все
еще был в
армии. И
вместо него
играл Леша
Горшенев.
Более того, в
тот вечер он
играл сразу
в двух
командах:
сначала — в
«Короле и
Шуте», а
потом — в
«Вибраторе». Первые
концерты
«Короля и
Шута» были
очень
веселыми.
Горшок — на
вокале, а
Князев — так,
погулять
вышел. Он
выходил на
сцену, но петь
не мог: его
микрофон,
как правило,
не работал.
Звукорежиссеры
никогда
прежде не
видели,
чтобы в
группе было
два
вокалиста
одновременно.
Поэтому
всегда
делали громко
Горшка и
тихо — Князя.
А может, в ту
пору оно
было и к
лучшему,
ведь петь он
тогда нормально
не умел. Ну и,
само собой,
перед
концертами
сильно
выпивали:
когда много
выпьешь — не
волнуешься. Князь: В моей
памяти есть
один
концерт,
перед которым
я так
напился, что
ушел из дому
в пижаме и
дерматиновой
косухе. Во
лбу — пол
ящика пива.
Приехал в
«ТамТам» —
сразу на
сцену и там
полтора
часа просто
отходил. Был
выключен
микрофон, я в
него что-то
орал,
рассказывал
стихотворение
про
мертвую
женщину,
падал на
барабаны.
Себя помню
только
потому, что
видел на
записи. Себя
изнутри не
помню. В 1994
Поручик,
наконец,
вернулся из
армии. «А ты вообще
хочешь
музыкой
заниматься?»
- поинтересовались
него ребята.
«Ну, да, -
ответил Поручик,
- было бы
прикольно». Леша
Горшенев: Я
изначально
знал, что
надолго в их
группе не
задержусь.
Все-таки у
нас с Мишкой
видение
разное.
Разные
музыкальные
темы. Мне
всегда
самому
хотелось
стоять на
сцене и петь.
Порик
вернулся — и
молодец. Я и
не претендовал.
Для меня все
это было
несерьезно. Просто
времяпрепровождение. Пока
Князев был в
армии,
играли без
него. Состав
вообще еще
толком не
определился.
В какой-то
момент из
группы ушел
Рябчик. Он с
самого начала
верил в
«Короля и
Шута» и
считал группу
гениальной.
И ушел он по
причине,
которая
вполне
заслуживает
уважения: в
ту пору «Шуты»
слишком
много
бухали и
стали
баловаться
психотропами
типа
галлюциногенных
грибов. На
какое-то
время за бас
встал Балу, а
вместо него на
гитаре стал
играть
новый
участник
группы —
Петя.
Высокого
волосатого
парня, больше
похожего на
металлиста,
в группу
привел Горшок.
Петя был
наркоманом,
не выходил
из депрессии
и
прогуливал
репетиции. Князь: Когда мы
начинали
играть, он
очень
хорошо
шарил по
гаммам.
Соляки
лепил по полной
программе.
Но нам-то
нужно было,
чтобы была
песня, а не
поворот.
Горшок
пытался
отслеживать,
чтобы он
играл то, что
надо. Но Петя тут
же забывал,
что ему
сказано, и
постоянно
импровизировал.
В нашей
группе такого
быть не
должно. Петя
вылетел из
группы, а в
качестве басиста,
появился
прожженный
панк Гриша —
бас-гитарист
развалившейся
группы
«Вибраторы».
Гриша был
человеком
тоже не
очень
обязательным.
Однажды он
просто не
пришел на
концерт в
клуб «Гора».
Потом — еще
раз. А потом
напился на
фестивале
«Наполним
небо
добротой» и
не смог
сыграть ни одной
песни. После
этого
расстались
и с Гришей. Но
это все было
значительно
позже. А в
1995-м у «Короля
и Шута»
появился
директор. Звали
его Дима
«Шумный»
Журавлев. Он
работал
ведущим на
питерском
«36-м канале». Там
у него была
программа о
современной
клубной
музыке.
Шумный
ходил по
клубам и
снимал
группы,
которые с
тех пор
успели
превратиться
в легенды, а
тогда
собирали
зал от силы в
триста
человек:
«Химеру»,
«Джан Ку», «Сплин»,
ну и «Короля
и Шута»... К
тому
времени
«Король и
Шут» стали
одной из
самых
заметных в
городе
клубных
команд. Из
клуба в клуб
за ними даже
ездили
первые фанаты.
Ну и Шумный
решил стать
Малькольмом
Маклареном:
увидев в
группе
отечественных
«Sex Pistols»,он
предложил
ребятам
поработать
их директором.
Время
шло.
Околомузыкальный
бизнес
развивался:
группы
выпускали
альбомы,
продюсеры
учились их
продавать.
Где-то
открывались
новые клубы,
где-то
закрывались
старые. После
«ТамТам»
«Король и
Шут»
выступали в
«Полигоне»,
«Горе»,
«Тене»,
«Лесопилке»
и
«Арт-клинике». Проблему
с басистом
решить
все-таки
удалось. На
бас встал
Балу. Потому
что на одном
из концертов
в «ТамТаме»
Горшок
заприметил молодого
гитариста,
игравшего в
группе «Аусвайс».
Убедительно
и бодро он
играл
тяжелый
панк. Горшок
посмотрел и
почти сразу
пригласил
Яшу
Цвиркунова
свою группу. Яша: Он
сказал, что
позвонит
через две
недели и начнутся
репетиции. Я
все ждал,
позвонит или
забудет?
Позвонил.
Назначил
встречу у
метро
«Проспект
Просвещения».
Я приехал и
прождал его
два часа.
Тогда я еще
не знал, что
он всегда
опаздывает.
А он появился
и спросил: «А
что ты не
пошел на
точку?»
Удивился,
когда я
сказал, что
не знаю, где она. Теперь
уже не
вспомнить,
был ли кто против,
или все
радовались
приходу
нового
гитариста.
Просто
вскоре
после прихода
Яши в группу
она стала
набирать
популярность.
Совпадение? Количество
поклонников
группы
росло. Когда
публика
стала
приходить в
клубы
«Спартак»,
«Гора»,
«Полигон»
не просто
потусить, а
именно на
«Короля и
Шута»,
музыканты
поняли, что
их
действительно
слушают. Князь: Я тогда
еще не знал,
что наше
творчество
будет
распространяться
механизмом
«из рук в
руки».
Одного
зацепило —
он
следующему
отдал. Нам
было
приятно, что
на каждом
следующем
концерте
народу все
прибавлялось. Бывали
и другие
концерты, на
которых
народу
можно
пересчитать.
Но не. дальше,
тем таких
концертов
становилось
все меньше.
Во многом
это была
заслуга их
директора.
Сотрудничество
группы с
Шумным длилось
несколько
лет. Первым
шагом стало
постоянное
участие
группы в
программе Шумного
«Лестница в
небо».
Именно Шумный
в своей
программе
начал их
отесывать и
выводить в
люди. То есть
элементарно
учил, как вести
себя перед
камерой, —
иначе они
включали
полных
идиотов. Напившись
пива и
осмелев,
Горшок еще мог
что-то
сказать в
эфире.
Князев — нет.
Однажды его
спросили,
как он
выдумывает
сюжеты для
своих
стихов.
Князь
ответил
прямо: «Ну,
когда я
начинаю о
чем-то
задумываться,
то появляется
фантазия,
которая и
приходит в голову,
а когда она
приходит —
начинается
то, что
рождается». Шумный
договаривался
о
выступлениях
везде, где только
можно.
Группе
оставалось
писать музыку
и работать
на сцене.
Горшок
часто ночевал
у
Шумного —
потому что
постоянно
уходил из дома.
Одновременно
Шумный вел
просветительскую»
работу: у
него дома
слушали
много
музыки и
отсматривали
записи
английских
групп. В
первую очередь,
разумеется,
панк-групп. На
одном из
концертов в
клубе
«ТаМ1Ат»
группа
познакомилась
с
Александром
Долговым, главным
редактором
журнала «FUZZ. Александр
Долгов: По моей
инициативе
группа
«Король и
Шут» стала
участником
фестиваля
«RadioFUZZ», который
прошел в
ночь с 21 на 22
июня 1996 года.
Группе
выпала честь
закрывать
фестиваль в
пять
тридцать утра.
Ребятам
было
поставлено
единственное
условие —
быть
трезвыми, с чем
они, к моему
удивлению,
справились. Именно
на этом
фестивале
их заметила
Наташа
Крусанова,
режиссер
«Пятого
канала». Под
утро на
сцене она
услышала
нечто
совсем непривычное
и необычное.
Присмотрелась
— по сцене
метался
человек. Как
позже
выяснилось
— Горшок.
Наташа не
могла
оторваться
от сцены до
тех пор, пока
группа не
спела
последнюю
песню. В ту
пору Наташа
работала на
программе
«Ржавые
провода».
Это был
совершенно
иной уровень,
нежели у Шумного
на
крошечном
«З6-м канале».
Петербургское
телевидение
тогда было
федеральным.
Аудитория
канала составляла
несколько
миллионов
человек. Крусанова
подружилась
с группой, и
какое-то
время
холила на
все
концерты
«Короля и Шута»
вместе со
своим
одиннадцатилетним
сыном. Она
посмотрела
на них еще
раз, а потом еще
один, еще и... И
приняла в
каком-то
смысле
судьбоносное
для группы
решение -
снять о них
программу
«Белая
полоса».
Наташа
встречалась
с Князем и
Горшком,
рассказывала,
что и как видит
в передаче...
Но какое-то
время между
ними был connection errors:
музыканты
просто не
могли
поверить,
что это не
шутка и
кто-то
всерьез
хочет снять
программу о
них. Наташа
Крусанова: Они на
тот момент
очень
отличались
от остальных.
Если бы они
меня чем-то
не устроили,
я бы не стала
снимать. Но
они
полностью
отвечали
моим внутренним
запросам.
Они были
неизвестны,
а я их полюбила
и очень
хотела,
чтобы их
полюбили другие.
И за десять
лет я ни разу,
ни на мгновение
не пожалела,
что сделала
ту
программу. Съемки
длились
несколько
дней.
Отдельно снимались
песни-клипы,
отдельно -
поездка на
автобусе с
заездом на
репетицию и
отдельно -
интервью.
Руководство
«Пятого
канала»
предоставило
телестудию,
но все остальное
приходилось
доставать
самим.
Оператор
купил за
свои деньги
дым. На
съемках к его
камере
привязали
настольную
лампу, а Крусанова
ползала
где-то рядом
— следила,
чтобы шнуры
не
запутались. Наташа
Крусанова: Передачу
заметили
все. И каждый
тан или иначе
пытался
меня
обидеть.
Высказывались:
«Что за дерьмо
ты сделала?
Что за
подворотню
вытащила на
экран? Зачем
это надо?»
Было ощущение,
меня
считают
изгоем. Но
меня это
совершенно
не трогало.
Потому что я
понимала,
что сделала
какое-то
важное дело
— и сделала
его хорошо. Когда
программа
пошла в эфир,
Князев
лежал в
больнице. И
страшно
переживал,
что не может
посмотреть
передачу.
Поэтому
обзванивал
всех друзей
и знакомых —
разузнать,
как
получилось.
Ему
казалось,
что, как
только он
выйдет из
больницы,
проходу не будет:
звезда
как-никак. И
искренне
удивлялся,
почему по
дороге
домой его
никто не
узнал. В 1996-м
Шумный стал
искать
компанию,
готовую
выпустить
альбом
молодой
непродажной
группы. В
итоге
остановились
на компании
Сергея
Курехина,
Алексея
Ершова и Сергея
«Пита»
Селиванова
«Курицца Records».
Там уже
записывались
несколько
молодых
групп: «Улицы»,
«Пауки» и
«Югенштиль».
То есть компания
выходила
вроде бы
неплохая.
Именно на
«Курицце-Records»
был записан
альбом
«Камнем по
голове».
Панки
приняли его
восторженно. Чача: Это мой
любимый
альбом
группы
«Король и Шут».
Хотя я и
понимаю, что
это очень
субъективно.
Просто я
нашел их в 1997-м,
когда
группу
никто
толком не
знал. Это было
для меня
открытие,
следующие
альбомы уже были
известны и
нравились
всем. А этот —
был моим
личным
открытием.
Если
говорить о
любимой
песне — то
это «В доме
суета»: Очнулся в
темном
подземелье
он, за дверью
вдруг
послышались
шаги. «Я знаю
точно — это
всего лишь
страшный
сон. О, ангел
мой, ты мне
проснуться
помоги!» Презентацию
решено было
делать в
клубе «Ватрушка».
Во Дворце
культуры
Пищевиков
был аншлаг —
около
трехсот
человек.
Такого никто
не мог
ожидать: казалось,
они еще мало
кому
известны, да
и рекламы
никакой. Горшок:
Припаривался
сильно. И
афиши
проверял —
сам ходил и
смотрел,
обманули
или нет. Даже
сам
наклеивал
афиши —
ездили с
Андрюхой по
городу. Это
был наш
первый
неклубный
концерт. И
Дом
культуры тогда
мы забили
под завязку! На
этом же
концерте
группа
познакомилась
с довольно
важным в
биографии
группы человеком
— Игорем
«Панкером»
Гудковым. За
двадцать
лет до этого
«Панкер»
стоял у
истоков
самой
первой в
стране
панк-группы
«Автоматические
Удовлетворители».
Потом
познакомил
между собой
Цоя и Рыбу,
отцов-основателей
группы
«Кино». А теперь
Игорь
пришел в ДК
Пищевиков,
где увидел
группу
«Король и
Шут». Игорь
Гудков: Когда я
работал с
Игорем
«Пиночетом»
Покровским
в рок-клубе,
моя
приятельница
Наташа Крусанова
принесла
кассету с
молодой и
неизвестной
группой. Это
была
демо-запись
альбома
«Камнем по
голове» —
самого
альбома еще
не
существовало.
Я взял эту
запись
домой и
послушал.
Мне очень
понравилось,
потому что
мелодика
«Короля и
Шута» — это
был именно тот
панк-рок,
который бы
мне
понравился,
если бы у нас
кто-то мог
его играть.
Текста было практически
не
разобрать,
запись была
не очень
качественная.
Но музыка,
энергетика
— все было
понятно. Так
что в
«Ватрушку»
на презентацию
альбома
«Камнем по
голове» шел
уже
осознанно.
Там же с ними
познакомился. Чтобы
познакомиться
с «Королем и
Шутом», люди
теперь
приезжали
даже из
других
городов. С
Димой
«Сидом»
Спириным из
«Тараканов!»
(в то время
это были еще
«Четыре
Таракана»)
«Король и
Шут»
познакомились
в 1996 году.
Горшок
вместе с
тогдашним
директором
Шумным
подошел в
клубе
«Гора» к
Сиду с другом
рассказать,
«кто есть
кто в
питерской музыке»:
что вовсе не
«Tequillajazz» и
«Кирпичи» в
Питере
популярны —
а они,
«Король и
Шут», и что скоро
они будут
самые
главные. А
раз самые
главные — то
почему бы
Сиду с друзьями
не
организовать
концерт
«Шутов» в Москве.
В ответ
пообещали
устроить
выступление
«Тараканов!»
в Питере. На
шестилетие
«Четырех
Тараканов»
Сид действительно
пригласил
«Короля и
Шута». Позже
в своей
книге
«Тупой
панк-рок для
интеллектуалов»
Дима вспоминал: Первый
концерт
«КиШ» в
Москве, на
шестилетии
«Четырех
Тараканов»
в «Р-Клубе»,
оказался
также
первым и
последним
нашим с ними
выступлением,
когда мы
играли
ПОСЛЕ «КиШ».
Никогда
потом
такого с
нами не случалось.
Клуб был
забит до
отказа.
Людей, знавших
что-то о
«Короле и
Шуте»,
пришло
всего несколько
десятков, но
они с таким
жаром поддерживали
парней, что
их
энтузиазм
легко передавался
остальным.
Уже тогда
была заметна
странная
вещь — те, кто
пришел на
«КиШ», не
выглядели
как панки. <...>
Первыми
московскими
фэнами
«Короля и
Шута» на
самом деле
были чудики
из
«Нескучного
сада»,
волосатики-толкиенисты,
по
четвергам
сражавшиеся
на своих
картонных
мечах. Было
весьма забавно
наблюдать,
как
массовая
известность
и народная
любовь
распространяется
на «КиШ». В
свою
очередь,
«Шуты»
пригласили
в «Полигон»
Четыре
Таракана».
Еще через
какое-то время
Шумный с
трудом
пробил
выступление
«Четырех
Тараканов»
на
фестивале
«Наполним
небо
добротой». Сид: В тот
давнишний
период,
когда мы все
познакомились
и худо-бедно
играли
вместе
концерты, не
было
никакого соперничества
и
конкуренции.
Панк-сцены
почти не
было, и все
играли для
одной и той
же маленькой
порции
людей. А
позже эта
конкуренция
уже не могла
возникнуть
по той же причине,
по которой
«Тараканы!»
не могут
конкурировать
с «Metallica». Помимо
«Тараканов!»
к группе
неплохо
относилась
и еще одна
московская
команда,
«НАИВ». Было
время, когда
Денис
Петухов
(бывший басист
«НАИВа»,
ныне
участник
группы «Маша
и медведи»)
принес
Александру
«Чаче»
Иванову
кассету с
песнями
«Короля и
Шута». Чача: Я увидел
там
странное
влияние калифорнийского
поп-панка,
преломленное
через
петербургское
видение. При
этом
сделано на
русском языке
и очень
тематично.
Что-то
оригинальное
сказочно-страшное.
Ни у кого до
них темой
песен не
были бесконечно
катящиеся
отрезанные
головы. В какой-то
момент это
стало моей
любимой
кассетой. Я
ничего о них
не знал,
кроме
названия. Будучи
еще
незнакомым,
с
музыкантами
«Короля и
Шута», Чача с
кассетой
питерских
панков
ходил к
представителю
большого
московского
шоу-бизнеса
Игорю
Тонких,
директору «Feelee
Records», одному из
немногих,
кто в ту пору
мог издать
такого рода
музыку.
Чача сказал,
что эта
группа
может стать
большим
музыкальным
событием.
«Саша, ну что
ты говоришь?
— ответил
ему Тонких. —
Это же
какой-то
подъездный
ленинградский
рок. Ты
ничего не
понимаешь!» Чача: Я пытался
донести
группу до
издателей в
Москве. Но
тогда было
такое время
— ставки были
сделаны на
припопсованный
гламурный
рок с
эстрадным
мяуканьем,
типа «Мумий
Тролля». А
«Король и
Шут» — естественный.
Людям было
нелегко
понять, что
«Король и
Шут» это
действительно
серьезное
культурное
явление.
Сейчас все
уже понятно.
Группа
давно стали
классикой.
Но тогда
хоррор-панк
с
элементами
калифорнийского
панка
меньше
всего можно
было
ожидать из Питера.
Питер,
скорее,
мрачный,
готичный
город. А тут —
такая
жизнеутверждающая
гармония! Чача
со Снэйком
решили
помочь
питерцам с концертами
в Москве. На
концерте в
«Р-Клубе» люди
разве что не
висели на
потолке, а у
входа
осталась
сотня людей,
которые
просто не
смогли
войти. Потом
устраивали
концерты
еще и еще. Казалось,
что группа
выходит на
совершенно
иной
уровень. Но
это так
только
казалось… Евгения
Либабова |
Разработка
и поддержка
сайта — Александр
Поляков aka PrankeR.
Использование
материалов
сайта
допускается
только с согласия
автора и со
ссылкой на
источник.
Координаты
для связи: e-mail