КУЛЬТОВЫЕ
АЛЬБОМЫ РУССКОГО РОКА
Обзоры релизов 2000-х гг.
Культовые
альбомы русского рока / Обзоры
недавних релизов / Архив обзоров
ЧиЖ / Гайдном буду! / Мистерия звука / 2001
|
Трек-Лист:
1.
|
Не ко мне
|
2.
|
18 берез
|
3.
|
Менуэт
|
4.
|
Гайдном буду!
|
5.
|
Танец дамской разведки
|
6.
|
Романс
|
7.
|
Пастораль
|
8.
|
День рожденья
|
9.
|
17.04.2001
|
10.
|
Гав-Гав
|
|
У альбома замечательное название. И чем вам,
простите, Чиж не Гайдн? Для справки: Гайдн Франц Йозеф, один из
основоположников `венской классическиой школы`. Говоря проще, великий композитор.
Конечно, определение `композитор` применительно к рок-музыканту звучит как-то
уж слишком коряво. Есть, однако, другое хорошее слово – мелодист. И, всякий
раз вызывая издевательски-сочувствующие взгляды и реплики окружающих, я всю
свою сознательную `жизнь в музыке` настаивал на том, что Чиж – возможно,
главный в отечественном роке мелодист. Под чем незамедлительно подпишусь и
теперь.
Впрочем, всенародную любовь он заслужил не столько
блестящими своими мелодиями, сколько блюз-роковыми гимнами, которые условно
делятся на две категории: `типа Hoochie-Coochie Man` и `типа Перекрестка`.
На долгожданном новом (ко всему, еще и сольном) диске
Чижа имеются шлягеры обоих типов. `День рожденья`, `Не ко мне` – первого.
`Танец дамской разведки`, заглавный блюз на все времена – второго. Плюс
неожиданно выбившийся в хиты (сами знаете, кого за это благодарить) `Менуэт`.
Плюс неизбежный `Романс` – вспомним `Динамовский вальс` и `Я позвонил вам с
телефона-автомата`, умолчав про бурную юность Серёжи Чигракова в Дзержинске и
Харькове. Не обошлось без фирменной (т.е. без обязательного для других
надрыва, а скорее с легкого бодуна) лирики – `18 берез` и `Пастораль` – и
фирменного же активного использования `дворовой` лексики - типа `блин`,
`гондон`, `запарка` и `на шару`.
Точка в альбоме поставлена более чем символичная –
последние строчки последней песни (`А я как раз тут что-то нацарапал /
Значит, будет кому обосрать`) эти самые точки расставляют там, где требуется,
и красноречиво упреждают всю возможную критику. Но даже у давнего поклонника
Чижа как минимум два повода для критики все же найдутся.
Первый. В группе Чижа играют очень неплохие
музыканты. Несмотря на все свои таланты мультиинструменталиста, он вполне мог
бы предоставить `область для вторжения` если не guest stars, то хотя бы
находящимся `под боком` Владимирову и Баринову. В глубине и сочности звучания
новый диск альбомам группы `Чиж & Ко` проигрывает.
Второй. Похоже на то, что с выпуском этой пластинки
Чиж попросту поторопился. Об этом свидетельствуют и количество треков (всего
10), и один из них – особенно (инструментал `17.04.2001` – попробуйте
распознать природу названия), и контракт с `Мистерией звука` – самой
мобильной в стране рекорд-компанией, никогда не тянущей кота за яйца. Между
тем, добрая половина изданного материала годится для сингловых b-sides, но
едва ли может дать повод говорить о `триумфальном возвращении легендарного
музыканта`. С другой стороны, раньше с этим все было гораздо проще. Для
очередного релиза хватало трех-четырех новых песен, трек-лист добивался не
потерявшими в актуальности за … лет древностями, и вот уже готов альбом –
даром что ли их у Чижа (с компанией и без) полтора десятка?
Но на последнем абзаце заострите особое внимание.
Здесь все песни действительно новые. Написанные за последние – не поверите –
не годы, но месяцы. И в момент отданные на строгий суд поклонников и
критиков, что `не заставят себя ждать`. Для меня все это – один большой повод
порадоваться, что хоть для кого-то из так называемых звезд законы
пресловутого шоу-бизнеса не имеют ценности. Для того, кому искренне побоку
обсуждение его творчества. Для немолодого уже романтика, по-прежнему не
стыдящегося `песен ни о чем`. Спасибо ему за это.
Сергей Степанов
|