NASHROCK2005.NAROD.RU > НОВОСТИ / МУЗЫКА / АФИША / ОБЗОРЫ
CD / ССЫЛКИ / ФОТО / ГОСТЕВАЯ
СЕРГЕЙ
МАВРИН /
МАВРИК Обзоры
альбомов / Биография
Сергея
Маврина / История группы
/ Анкеты музыкантов "Смутное
время" -
результат
сотрудничества
с Валерием
Кипеловым,
где они в
полной мере
реализовали
свои
музыкальные
пристрастия.
Здесь и
боевики
("Путь
наверх",
"Смутное
время", "Castlevania"), и
блюз
("Выпьем
еще"), и
безбашенный
хард ("Вот и
все дела", в
какой-то
степени
"Будем жить,
Мать-Россия!",
и
проникновенные
кипеловские
медляки ("Я
свободен" и
"Ночь в
июле"), и даже
почти
оперная
ария "Свет дневной
иссяк".
Действительно,
как написал Ди
Трой в
"Легенде",
"Кипелов и
Маврин
вырвались
из
триольных
"коняшек"".
Многие
считают
этот альбом
вершиной
творчества
Валерия
Кипелова...
что ж, чтобы
подтвердить
или
опровергнуть
это,
подождем
выпуска
альбома
группы
"Кипелов". Но
тогда получается,
что
абсолютная
вершина
Кипелова стала
для Маврина
лишь
отправной
точкой... "Скиталец"
планировался
как
продолжение
сотрудничества
с Кипеловым,
но из-за его
занятости в
"Арии" место
вокалиста
занял Артур
Беркут, тоже
далеко не
"упертый
металлист".
В
результате
альбом
получился
самым "нетяжелым"
и
мелодичным
из всего
"мавриковского"
творчества.
Мультиинструментализм
Маврина
достиг на
альбоме
высшей
точки - на
гитаре и
клавишных
он играл и на
"Смутном времени",
но на этот
раз он взял
на себя еще и бас-гитару
и, в общем, с
задачей
справился успешно. Именно из
"Скитальца"
берет
начало
знаменитая
главная
тема
"Заклинания",
которая на
протяжении
двух лет
также
открывала
концерты
"Кипелова". Маврин
всегда
отличался
способностью
к творческой
переработке
собственных
же тем - уже
вторая
песня, "Смейся
и плачь",
словно
продолжает
"Коду" "Смутного
времени",
гармония
которой, в
свою очередь,
позаимствована
из песни
"Бесы" (на альбоме
"Одиночество"
"Кода" и
"Смейся и плачь"
были
объединены,
что только
лишний раз
подчеркнуло
связь между
ними).
"Пустыня", написанная
в
соавторстве
с Беркутом,
своим
"арабизмом"
сильно
напоминает
стартовый
рифф "Castlevania"; при
всем при
этом на
диске присутствует
еще и сама
"Castlevania", правда, с
обновленной
аранжировкой
(позже
опять-таки
использовавшейся
на
концертах
"Кипелова") и
новым
текстом
Сергея
Акимова. На этот
раз на диске
целых три
баллады - кроме
уже
упоминавшейся
"Смейся и
плачь", это красивейшие
"Скиталец" и
"Любовь и
боль". Маврин
в свое время
говорил, что
всегда пишет
песни,
отталкиваясь
от тембра и
голосовых
возможностей
вокалиста, и
эти слова
справедливы
- Беркут на
альбоме
просто
великолепен,
и особенно
это
великолепие
подчеркивают
именно три
баллады. Два
залихватских
трека
"Старый
радиохит" и
"Так часто
бывает", к
тому же
поставленные
друг за
другом,
словно
возвращают
нас к
временам
этих самых
"старых
радиохитов"
соответствующей
подачей и
тематикой
текстов -
танцы до
упаду и ночные
похождения.
Романтика! Остаются
еще три
песни.
"Фишка" -
занятный эксперимент
с
прирэпованным
вокалом и
соответствующим
текстом
(согласись
Кипелов
все-таки
записывать
"Скитальца",
этой песни
точно бы на
нем не оказалось
-
представить
Кипелова,
читающего рэп
и кричащего
"жизнь -
дерьмо",
невозможно). "Макадаш"
- еще один
эксперимент,
на этот раз
инструментальный
и в чем-то
подводящий
к
следующему
альбому
"Неформат",
как оригинальным
звучанием
гитары, так и
собственной
"безбашенностью".
Наконец,
открывающая
альбом
"Хватит
врать" -
единственная
песня за все
время
существования
группы "Маврик",
в которой
Сергей
Маврин не
является
автором или
соавтором;
она же
получилась,
как ни парадоксально,
чуть ли не
самой
"тяжелой" на
диске. Закрывает
альбом, как и
на "Смутном
времени",
короткий
отрывочек
песни. На
этот раз "жертвой"
стал "Старый
радиохит",
где Беркут
очень
убедительно
изобразил
"дикий
хмель". "Неформат".
Само
название
уже
настраивает
на
определенный
лад, и
материал
это настроение
только
подтверждает.
Настолько
"безбашенных"
музыки и
текстов у
Маврина не было
ни до, ни
после этого
альбома. Сразу же
обращает на
себя
внимание то,
что автором
текстов
является не
Маргарита Пушкина.
Видимо,
что-то не
сложилось
между ней и
Сергеем в
этот период...
Зато мы
видим на обложке
фамилии
известного
поэта
Виктора Пеленягрэ,
знакомого
по
"Скитальцу"
Сергея
Акимова, а
также
самого
Маврина.
Именно "Неформат"
впервые
открыл
поклонникам
музыки
поэта
Сергея
Маврина, и
это событие
весьма
знаковое. Кроме
этого, в
качестве
соавтора к
одному из
текстов
указан
некий Стас
Витарт. При
дальнейшем
исследовании
обложки
оказывается,
что Стас
Витарт -
новый
вокалист
группы. Да,
отношения с
Артуром
Беркутом складывались
непросто, и
незадолго
до записи
альбома
Артур
покинул
"Маврик",
оставшись
только в
качестве
соавтора
песни "Время". "Новый
вокалист,
новые
авторы
текстов... Музыка
тоже не
могла не
поменяться"
- первое
прослушивание
"Неформата"
проходит
именно с
такой
мыслью. И
слушатель
сразу же оглушается
мощным
риффом из
"Стаи".
Сочетание
сильно
утяжелившейся
мавринской
гитары с
очень
своеобразной
манерой
Стаса Витарта
и не менее
своеобразным
текстом
четы Мавриных
оставляет
непередаваемые
ощущения,
задавая тон
всему
альбому.
Следующая
за "Стаей" песня
"Эй, человек"
продолжает
ту же тему - "вожди
и стадо,
элита и
толпа", но
решена в другом
ключе,
напоминающем
"Фишку" со
"Скитальца". О
"Скитальце"
же
напоминает
и третья
композиция -
"Время",
соавтором
музыки к которой,
напомню,
является
Артур
Беркут. "Время"
получилось
уникальной
композицией
- в ее
написании
так или
иначе
приняли
участие
пять (!)
человек,
причем у
текста
целых четыре
(!!!) соавтора -
Сергей и
Елена Маврины,
Сергей
Акимов и
Виктор
Пеленягрэ.
Учитывая
более чем
скромные
размеры
текста, это
кажется
весьма
удивительным. "Время"
также
вызывает
параллели с...
песней
"Арии"
"Возьми мое
сердце". Не
только слегка
схожей
структурой
аккордов и
мелодии в
куплете, но и
как раз
"ушедшим
соавтором" -
в "Арии" им был
сам Маврин,
теперь вот
Беркут. Остальные
песни можно
условно
разделить на
две группы -
"собственно
мавринские"
и написанные
в
соавторстве
с Пеленягрэ.
К "собственно
мавринским"
относятся
две очень
красивых баллады
- "Ветер" и
"Все в
прошлом" - и
два инструментала
- "Харон" и
"До
свиДания".
Пеленягрэ
же приложил
руку к
песням "Век
мой, зверь"
(еще одна
баллада с
сильным
оттенком
группы Queen;
именно с нее
и началось
сотрудничество
Виктора и
Сергея),
совершенно
безумной "В
диком поле"
(текст, что
греха таить,
вполне под
стать
музыке) и
старомодно-танцевальной
"Ты и я". Мавринские
"творческие
переработки"
на этот раз
выразились
в
использовании
вступительного
риффа из
"Героя
асфальта",
причем
сразу в двух
следующих
друг за
другом
вещах -
сначала в
"Хароне", который,
собственно,
и
представляет
из себя один
этот рифф,
только в
гораздо
более помпезном
оформлении,
а затем - "В
диком поле",
где на
второй его
части
основан
припев. "Неформат"
шире всего
представлен
на сборнике
"Одиночество"
- с него туда
попало целых
пять вещей:
четыре
вышеупомянутых
"мавринских",
а также "Век
мой, зверь". Вскоре
после
выхода
"Неформата"
произошла
"обратная
рокировка" -
в группу
вернулся Артур
Беркут,
заменив
Стаса
Витарта.
Однако
составу, увы,
долго
продержаться
было не
суждено: через
год Беркут
снова ушел и
увел за
собой еще и
Мосиняна с
Чиняковым
(последний
играл с Мавриным
еще со
времен
"Смутного
времени").
Так
завершился
"ранний
период"
группы "Маврик". В
одночасье
лишившись
всего состава,
Маврин тем
не менее
духом не
упал. Набрав
новых
музыкантов,
заключив
контракт с
лейблом Irond и
переименовав
группу в
"Сергей
Маврин", в
конце 2001 года
он выпустил
альбом
"Химический
сон". Со сменой
названия
едва ли не
радикально
поменялся и
стиль
группы. Если
кому-то
казались
"тяжелыми" гитары
"Неформата",
спешу вас
обрадовать:
"Химический
сон"
настолько
же тяжелее
"Неформата",
насколько
сам
"Неформат"
был тяжелее
"Скитальца".
Неподготовленному
слушателю
мощь риффов
кажется
просто
убийственной.
Ничего
удивительного
- мало того,
что тяжел сам
по себе звук,
так гитары
еще и
настроены в "до".
Но именно
такая
брутальная
"подкладка"
оказалась
идеальной
для нового
вокалиста
Артема
Стырова. На
открывающей
композиции
"Слушай,
человек!",
впрочем,
поет не Стыров,
а напарник
Маврина по
передаче
"Железный
занавес"
демон
КузЪмичЪ.
Точнее, петь-то
он не поет, но
очень
впечатляюще
и с выражением
читает
вступительное
слово, написанное
самим
Мавриным.
"Вот он,
новый мир,
неизменны
лишь
желанья..."
Завершается
"вступительное
слово"
мультитрековым
"электрогитарным
хором" а-ля
Брайан Мэй. На этом
альбоме
Сергей
Маврин
вновь вернулся
к
сотрудничеству
с
Маргаритой
Пушкиной.
Началось
все весьма
интересно -
текст заглавной
песни
"Химический
сон" был
одним из
вариантов к
"арийской"
"Я не сошел с
ума",
который,
однако, Терентьевым
был
отвергнут.
Маврин же,
увидев
текст,
оказался
настолько
им
впечатлен, что
дал его
название
всему
альбому и
впервые за
свою
музыкальную
карьеру
написал музыку
(и какую
музыку!) на
уже готовый
текст. Таким
же манером
Маврин, что
называется,
"подобрал" у
"Арии" еще
два
отвергнутых,
на этот раз
Дубининым,
текста -
"Прорвемся!"
(вариант
"Горящей
стрелы", на
который
Сергей вместе
с Юрием
Алексеевым
написал
быструю "боевую"
музыку) и
заключительный
трек "Одиночество"
(вариант
"Ворона").
"Одиночество"
стало
весьма
знаковой
песней для
творчества
Маврина... но
об этом
позже. А пока что
вернемся к
мультитрековому
"гитарному
хору"... После
этой
коды-вступления
стартует,
если можно
так
выразиться,
"собственно
альбом", и
стартует он
песней
"Хранитель".
О том, что в
этой песне
тяжелые
риффы, думаю,
напоминать
не стоит... они
на альбоме,
как уже сказано
выше,
тяжелые
везде. Снова
мы слышим новый
"Маврик" -
еще более
агрессивный,
с пронзительным
вокалом
Артема
Стырова,
опять-таки
идеально
подходящим
под новый
саунд. Не
давая
слушателю
перевести
дух, "Хранитель"
переходит в
"Мираж", но,
увы, строительство
Храма
заканчивается
крахом - человек
остается "На
осколках
веры". Первая
медленная
композиция
диска полностью
написана
Сергеем
Мавриным - и
музыка, и
слова; впрочем,
как и вторая -
"Вчера",
правда,
"Вчера" - все
же
инструментал.
Сергей в
очередной
раз
продемонстрировал,
что
несмотря на
всю брутальность
риффов, он
остается
прежде всего
великолепнейшим
мелодистом,
причем с
одинаковой
проникновенностью
способен
создавать и
вокальные, и
гитарные
мелодии.
Если "На
осколках
веры" -
жизненная
драма, то
"Вчера" - в
большей
степени
романтически-сентиментальная
пьеса,
скрашивающая
в целом
мрачный
настрой
альбома. "Пусть
настанет завтра"
- еще один
штрих к
общей
картине. Идеологические
заблуждения,
наркотики,
смертельные
болезни
поразили
общество;
все, что
остается
людям -
молиться о
завтрашнем
дне. Но, тем не
менее,
многие
смотрят в
будущее с
оптимизмом,
считая, что
смогут
прорваться
сквозь все
это. "Заклинание"
-
по-настоящему
монументальная
композиция.
Трудно
поверить,
что она выросла
из
маленького
вступительного
прохода к
альбому
"Скиталец"
(для того,
чтобы убедить
в этом
слушателей,
в середину
песни включен
полностью
повторенный
фрагмент
того самого
"Интро").
Хоровые аранжировки,
струнная
секция и
по-хорошему
пафосный
текст
Маргариты
Пушкиной -
все для того,
чтобы стать
центральной
песней на диске,
если бы
таковой уже
не был
"Химический сон". Опять-таки
практически
без
перерыва за
"Заклинанием"
следует еще
одно "слово" от
демона
КузЪмичЪа,
на этот раз
"заключительное".
Поздравив
людей "С
новым
веком", демон
удаляется,
напоследок
заявив, что
"кровь их
уже
пролита". Конец? Нет,
после вроде
бы
заключительной
композиции
звучит
"Одиночество",
еще одна
изумительной
красоты баллада,
действительно
подводящая
итог - все мы,
люди,
одиноки на
Земле и даже
на небе, и лишь
в мечтах
можно
избавиться
от этого
чувства... "Химический
сон" стал
определенной
вехой в
развитии
группы
"Маврик"/"Сергей
Маврин"
(впрочем, как
и оба
предыдущих
диска).
Выработано
новое
уникальное
звучание, взято
направление
в сторону
концептуальности...
и вскоре
после
выпуска
понесена
первая
потеря
нового
состава:
Александр
Карпухин,
сначала
пытавшийся
совмещать
работу в "Маврике"
и "Мастере",
был
вынужден
сделать выбор
в пользу
группы
Алика
Грановского. Найдя
нового
барабанщика,
группа
начала спорадические
гастроли, а
также
порадовала
поклонников
выпуском
сборника
баллад "Одиночество",
на котором
партии,
сыгранные в
свое время
Чиняковым,
Мосиняном и
самим
Мавриным, были
переписаны
заново -
нетронутым
практически
остался
только
вокал. "Одиночество"
- только на
первый
взгляд сборник
баллад.
Концептуальность
присутствует
и здесь,
причем дело
не только и
не столько в
самих песнях,
"приобретших
новое
современное
звучание",
сколько в
том, что
происходит
между ними:
звучат
странные
звуки,
детские
голоса, играет
музыкальная
шкатулка...
Почему-то
возникает
ощущение
невыразимой
тоски. Можно
было бы
продолжить
умозаключения
и дальше, но
лучше
вместо
этого
продолжим
исследование
альбома -
может быть,
он сам что-то
скажет нам? На обложке
Маврин
предстает в
одиночестве.
Рядом с ним
нет никого -
никого даже
из тех, кто
принял
участие, тем
или иным
образом, в записи
альбома.
Дается ли
этим понять,
что даже
верные
соратники
по группе не
могут
скрасить
одиночества
Сергея? Ведь, как
говорил
когда-то
Фредди
Меркьюри,
можно
постоянно
быть
окруженным
людьми и при
этом все
равно
чувствовать
себя
одиноким, и это
самый
горький вид
одиночества...
Может быть,
Сергей
Маврин
своим
альбомом
хотел сказать
именно это? Пятилетие
группа
отметила
концертом в
клубе
"Эстакада" и
очередной
сменой
барабанщика.
На концерте
были
представлены
две композиции
с грядущей
"Запрещенной
реальности",
а Маврин
выразил
надежду, что
на этом
смены
состава
наконец-то
завершатся. Эти же две
композиции
позже вошли
в летний интернет-сингл
"Дьявольский
вальс": собственно
"Дьявольский
вальс" и
"Дорога в рай",
объявленная
на концерте
как "Тающий
мир", а также
"Крылья" -
вариации на
тему песни
"Я свободен",
посвященные
трагедии на
одноименном
рок-фестивале,
где Маврин выступал
с группой
"Кипелов".
"Крылья" найдут
отражение и
в альбоме
"Запрещенная
реальность",
но об этом - в
свое время.
Альбом "Запрещенная
реальность"
появился на
свет лишь
спустя
примерно
полгода
после
выхода сингла.
Не в
последнюю
очередь
этому "способствовали"
гастроли с
группой
"Кипелов". Любой
альбом, как
ни крути,
начинается
с обложки.
"Запрещенная
реальность"
встречает
нас
неожиданно
холодными
для
"Маврика" цветами,
обрамляющими
черно-белые
рисунки -
яркий контраст
и с
залихватски
яркой
обложкой "Скитальца",
и с
нарочитым
минимализмом
"Неформата",
и с
величественными
картинами на
огненно-красном
фоне,
которые мы
видели на
"Химическом
сне", - сразу
давая
понять, что внутри
нас, как
всегда, ждет
нечто новое
и неожиданное.
Обложка
может
многое
сказать о
диске еще до
того, как
начнешь его
слушать. В
списке песен,
естественно,
обнаруживаются
уже знакомые
по синглу
"Дьявольский
вальс" и "Дорога
в рай",
однако в
списке фигурирует
и
композиция
"Тающий мир",
что немного
удивляет.
Также
привлекает
внимание пара
композиций
"Свет.Тьма" и
"Добро.Зло" - два
вечных
противопоставления.
От
интригующих
названий
песен
взгляд привычно
переходит
на их
авторов...
Неожиданности
ждут нас и
здесь.
"Запрещенная
реальность"
стала первым
альбомом
группы
"Маврик", где
абсолютно
вся музыка
написана
Сергеем
Мавриным - до
этого хотя
бы две песни
на каждом
альбоме
были
сочинены в
соавторстве.
Кроме этого, Маврину
принадлежит
авторство
или соавторство
большей
части
текстов... Сергей
когда-то
говорил, что
считает
вокал таким
же
музыкальным
инструментом,
как и все
остальные, и
что
пытается
сделать так,
чтобы
вокалист
передавал
именно то
настроение,
которое
вкладывает
в песню
автор. На "Запрещенной
реальности"
Маврин
пошел даже
дальше - если
раньше он
полностью
доверял
Пушкиной
или Пеленягрэ,
когда
отдавал им
"рыбы" для
песен, то
здесь
Сергей либо
писал
тексты сам,
либо все же
прибегал к
помощи
молодых
поэтесс Анны
Балашовой и
Юлии Кей, но
потом
привносил в
их тексты
собственные
настроения
и мысли. Альбом уже
вызвал
столько
размышлений
- а ведь мы
даже и не
начинали
его слушать,
только
посмотрели
на обложку.
Очевидно,
нас действительно
ждет что-то
необычное... Открывает
альбом
неожиданная
для Маврина
композиция -
практически
"чистый"
неоклассик-метал
с органными
проходами
а-ля Бах. "Пока
боги спят" -
настоящий
хит, какого
так не хавтало
предыдущим
мавринским
альбомам. Как
говорится,
"все при нем"
- легко
запоминающаяся
мелодия,
великолепный
голос Артема
Стырова,
доступная
аранжировка,
несложный,
но
глубокомысленный
текст...
Вопрос "куда
ты идешь
столько
лет?" может
себе задать,
пожалуй,
каждый, а
ответив,
прийти к
выводу - "стоит
изменить
свой путь".
Интересные
ассоциации
вызывает
фраза "ты
снова один
среди
черно-белых
картин" -
если
вспомнить
оформление
буклета (те
самые
"черно-белые
картины"?) и
странные
намеки
"Одиночества",
она кажется
посвященной
в большей
степени самому
Сергею
Маврину, чем
"лирическому
герою
второго
лица". Если боги
спят, то
неизбежно
начинается
разгул
нечисти:
бесов, чертей
и других
существ
"рангом"
пониже.
Именно о нем
повествует
песня
"Дьявольский
вальс". С
первых же
звуков
возникает
ощущение "dance
macabre" - пляски
смерти, в
которую
бесы
вовлекают и
людей... Гитара
Маврина
здесь
настроена
уже даже не в
"до", как на
"Химическом
сне", а в
"си-бемоль".
Риффы,
которые уже
на "ХС"
звучали
убийственно,
стали просто
дьявольскими
- под стать
самой песне.
Тем не менее,
в песне
нашлось
место даже
фортепианным
проходам,
органично
сплетающимся
с гитарами, а
завершается
все
органной кодой
с
дьявольским
голосом... Эта же
кода
завершает
еще одну
песню альбома
- тот самый
загадочный
"Тающий мир",
песню для
Маврина
тоже во
многом
неожиданную.
Текст по
образности
и яркости
получился
самым
лучшим если
не на
альбоме, то
точно
абсолютно
лучшим у
Маврина-поэта.
Музыкально
песня оформлена
в
"классическом
духе" и в
чем-то даже близка
оперным
ариям; в
"изобразительном"
плане
музыка не
отстает от
текста - мир,
растворяющийся
в ночи,
кажется
почти
осязаемым. Для
кого-то ночь -
время сна, но
для бесов и
чертей она -
любимое
время для их
жутких
танцев. А
этой ночью
спят даже
боги... Как и все
альбомы
Сергея
Маврина,
"Запрещенная
реальность"
поддается
разделению
на условные
"группы". На
этот раз
даже количество
песен в этих
группах
одинаково -
по три.
Первую
можно без
сомнения
назвать
"хиты" - песни
"Пока боги
спят",
"Падший" и
"Рожденные
жить" трудно
более емко
описать
одним словом.
Вторая
группа -
концептуальная
"Трилогия",
где песни
следуют
друг за
дружкой без
перерыва и
объединены
общей
музыкальной
темой:
"Свет.Тьма",
"Добро.Зло" и
"Кто мы?"
Наконец,
последняя
тройка -
"дьявольская":
кроме
"Дьявольского
вальса" и
"Тающего
мира", в нее
входит
"Дорога в
рай".
Несколько
особняком
стоят
инструменталы
- заглавная
"Запрещенная
реальность"
и "Все..." "Дорога в
рай" может
поспорить
за "лавры" самой
тяжелой
композиции
альбома с
"Дьявольским
вальсом", а
по
агрессивности
из всего
мавринского
творчества
с ней
сравнима,
пожалуй,
только
"Стая".
Правда, если
текст "Стаи"
- скорее
злобная и
жестокая, но
все же сатира,
то настрой
"Дороги в
рай"
абсолютно
серьезен.
Это история
о людях,
которым
ради того,
чтобы
попасть в
рай, не жаль
ни своих, ни
чужих
жизней;
можно даже
сказать
больше - таким
людям
абсолютно
не важна
жизнь,
гораздо
важнее для
них именно
смерть. Принести
страшную
смерть
другим, а
потом и себе -
ведь живым в
рай дороги
нет... После
столь
мрачной и
агрессивной
песни начинается
"Трилогия".
Эти три
композиции, как
уже
упомянуто,
исполняются
без перерыва;
в текстах
поднимаются
вечные
вопросы - о
свете и тьме,
добре и зле,
месте людей
в мире.
Подход к ответу
на эти
вопросы,
выраженный
в том числе в
самих
названиях
композиций -
"Свет.Тьма" и
"Добро.Зло",
осмелюсь
назвать
диалектическим:
эти понятия
представляются
не как
отдельные и
вечно
враждующие,
а как две
противоположных
части
одного
целого, между
которыми
даже сложно
провести
четкую границу.
Правда,
такое
понимание
таит в себе немалую
опасность -
так легко
можно пойти
чуть дальше
и заявить,
что свет и
тьма, добро и
зло - одно и
тоже,
называть
белое -
черным, а зло -
благом... Песня "Кто
мы?",
завершающая
трилогию,
сильно
контрастирует
с двумя
предыдущими
песнями -
прежде
всего, своей
тяжестью. Да
и текст
отходит от
диалектических
построений в
сторону
вопроса, впервые
затронутого
Мавриным на
"Химическом
сне" в песне
"Мираж" - "Кто
мы на земле,
зачем мы
здесь
живем?" В
серьезном
тексте, как
ни странно,
не лишней
выглядит
даже старая
шутка о
свете в конце
тоннеля - она
отлично
символизирует
бездушие
нынешнего
"безумного
мира". И -
снова
контраст:
медленная
часть
композиции,
где вопрос
ставится
прямо и
почти
по-лермонтовски
- "Кто же мы -
вечные странники?
Где наш дом?..
Кто же мы -
гости или изгнанники?"
"Трилогия",
безусловно,
впечатляет.
Но даже не
она - главная "ударная
сила"
альбома.
Есть ведь
еще и "хиты":
"Пока боги
спят" - песня
открытия,
"Рожденные
жить",
практически
закрывающая
диск, и
"Падший".
Именно
великолепные
мелодии этой
"тройки" в
первую
очередь
западают в умы
слушателей,
да так, что
хочется их
слушать еще
и еще. "Падший" -
единственная
песня "от
первого лица"
на всем
альбоме. Она
же - самая,
пожалуй,
драматичная.
Можно
провести
определенные
параллели с
композицией
"Свет
дневной иссяк"
со "Смутного
времени" -
скорее, конечно,
не в
текстовом
плане, а в
музыкальном;
текст, в
отличие от
почти библейской
истории
"Света
дневного",
больше
похож на
исповедь
или крик
души
безымянного
героя. Храм,
который он
возводил
всю жизнь (и
снова
вспоминается
"Мираж" - "Мой
Храм - там, где
я..."), разрушен,
и небеса больше
не слышат
его зова. Он
страдает от
порочности
окружающего
мира, и
единственное,
что ему
остается
делать -
молиться на
руинах Храма,
несмотря ни
на что. Ведь
перед Богом
все равны,
даже если Он
спит... "Рожденные
жить". Уже в
названии
видно противопоставление
"рожденным
умереть",
собирательный
образ
которых
выведен в
"Дороге в
рай". Музыка
и текст
только
усиливают
это противопоставление
- настолько
жизнерадостной
и
позитивной
песни в
творчестве
Маврина не
было со
времен "Все
в прошлом" с
"Неформата";
особенно
ярко эта
жизнерадостность
заметна на
общем
мрачном
фоне
альбома.
"Рожденные
жить"
действительно
придают
жизненных сил
и
настраивают
на
оптимистичный
лад. Намеренно
или нет, но в
тексте
выстроена
связь с
двумя
другими
"хитами". О
"Падшем" сразу
же напоминают
"возводимый
Храм" и "воля
рока"; из
песни "Пока
боги спят"
"перекочевали"
пословица
"вольному -
воля" и
"вечные перемены".
Однако
цитатами
связь и
ограничивается:
в "Рожденных
жить" не
ставится
никаких
вопросов и
нет драмы.
Есть поэзия,
по уровню
стоящая
практически
вровень с
"Тающим миром";
если "Тающий
мир" - самый
красивый
текст
Маврина, то
лучшая
строка
определенно
находится в
"Рожденных
жить": "Имя
свое к солнцу
неси в
теплых
ладонях..."
При всей
кажущейся
простоте,
припев
"Рожденных
жить" способен
довести до
слез; это не
та простота, что
хуже
воровства, а
та, что
граничит с
гениальностью.
Вот мы и
добрались
до
последней
"группы" - инструменталов.
"Все...",
завершающая
альбом, представляет
собой
переработку
соло из песни
"Смутное
время". Название
предполагает
подведение
некоего итога
- альбому ли,
определенному
творческому
этапу -
сказать
сложно. Тем
не менее,
возникают
какие-то
смутные
параллели с
"Неформатом",
где
последняя
композиция
называлась
"До
свидания"... а
следующий
альбом Маврин
записывал
уже с
абсолютно
новым
составом. Опасения,
увы,
сбудутся - но
об этом чуть
позже. Наконец,
"Запрещенная
реальность"...
Заглавные
композиции
альбомов,
тем более -
альбомов
концептуальных,
обычно ярче
всего отражают
главные
идеи,
заложенные
в эти альбомы
авторами.
Тем не менее,
на столь
насыщенном
в текстовом
плане диске
заглавной
композицией
стал...
инструментал.
И сделано это
наверняка
неспроста. Сразу
после
"дьявольской"
коды
"Тающего мира"
вступают
барабаны,
задающие
темп на ближайшие
восемь минут;
почитателям
"классического
рока" невольно
может
вспомниться
столь же
быстрая и длинная
песня Rainbow "A Light In The Black".
Впрочем,
стартовый рифф
вызывает
ассоциации
скорее с
"Дорогой в
рай", что, в
сочетании
со
страшными
стонами и
воплями,
издаваемыми
гитарой
Маврина,
вроде бы
позволяет
отнести
"Запрещенную
реальность"
к категории
"дьявольских"
песен... но не
стоит
спешить с
выводами. "Крики"
сменяются
мелодичным
гитарным проходом,
за которым
следует,
пожалуй,
один из
самых
потрясающих
припевов,
созданных
Мавриным.
Будь на этот
инструментал
написан
соответствующий
ему текст,
"Запрещенная
реальность"
если не
затмила бы другие
хиты, то уж
точно
встала бы на
один уровень
с ними. Но
текст
писать
никто не
отважился - и,
смею думать,
не только
из-за его огромных
размеров. "Запрещенная
реальность",
как и
положено заглавному
треку,
является
квинтэссенцией
всего
альбома,
соединяя в
себе черты и
"хитов", и
"дьявольщины",
и даже
"Трилогии" -
ибо мир, где
тьма
неотличима
от света, а
добро от зла,
где "за ложь
восхваляют,
а за правду,
проклиная,
бьют", и есть
"запрещенная
реальность".
Соответственно,
и текст
должен
стать такой
же квинтэссенцией
альбома - и,
вполне
возможно,
что именно
из-за этого
ни сам
Маврин, ни
его молодые
помощницы
не решились
за него
взяться. Тем
не менее,
изобразительных
средств музыки
вполне
хватает,
чтобы не
столь
сильно сожалеть
об
отсутствии
слов. Медленная
часть
"накидывает
мостик" между
"Запрещенной
реальностью"
и
композицией,
выпущенной
только на
сингле. Речь,
естественно,
идет о "Крыльях".
Сначала,
кажется,
ничего не
предвещает
беды, но
затем
слышится
запись
голосов публики
(не
исключено,
что та самая,
что прозвучала
и на самих
"Крыльях"), а
мотив
приобретает
ярко
выраженные
"восточные"
очертания. С
одной
стороны, это
явный
символ взрыва
на
рок-фестивале,
с другой -
напоминание
обо всех, кто
стал
жертвой
"рожденных
умереть". В концовке
- после
гитарного
"плача",
припева и
новых
стонов и
криков -
звучит
вступление
из песни
"Путь
наверх", с
которого
обычно
начинались
выступления
группы "Кипелов",
в том числе и
на
фестивале
"Крылья"; оно
лишний раз
доказывает,
что предположения
оказались
верными. И
странный
смысл
приобретает
строка из
"Падшего":
"Крылья есть
у всех, у
каждого
свой путь
наверх"... Кому-то
приходится
платить за
"крылья" и "путь
наверх"
мученической
смертью. Слушая
альбом,
невольно
обращаешь
внимание на
то, что в нем
как никогда
много
ссылок, как
музыкальных,
так и
текстовых,
на "творческое
прошлое"
Сергея
Маврина.
Если действительно
считать
"Все..."
композицией,
подводящей
какой-то
итог, то
получается,
что Сергей
подытоживает
"Запрещенной
реальностью"
едва ли не
все свое
прошлое
творчество.
Или, по
крайней
мере,
пытается
связать его
воедино. Вот
слышен
знакомый
еще по "Арии"
проход; вот
цитата из
Маргариты
Пушкиной;
вот барабанные
рисунки, до
нюансов
похожие на
те, что мы
когда-то
слышали на
"Неформате"
и "Химическом
сне"... Альбом,
и без того
крепко стянутый
нитями
внутренних
связей,
получил еще
и множество
внешних
связей,
собирающих
воедино уже
все
мавринские
диски. Возвращаясь
к
параллелям
между "Все..."
и "До свидания"
- вскоре
после
выпуска
альбома
из-за проблем
с голосом
группу
покинул
Артем Стыров.
Начались
поиски
нового
вокалиста,
занявшие
больше
полугода. В
конце
октября Маврин
покинул
группу
"Кипелов",
намереваясь
уделять
больше
времени
собственной
группе.
Однако
бас-гитарист
Алексей
Харьков остался
с Валерием
Кипеловым,
так что
состав группы
"Маврик"/"Сергей
Маврин"
сменится почти
наполовину -
что
называется,
напророчил
Сергей,
назвав
заключительную
композицию
"Все..." |
Разработка
и поддержка
сайта — Александр
Поляков aka PrankeR.
Использование
материалов
сайта
допускается
только с
согласия
автора и со
ссылкой на
источник.
Координаты
для связи: e-mail