КУЛЬТОВЫЕ
АЛЬБОМЫ РУССКОГО РОКА
Обзоры релизов 2000-х гг.
Культовые альбомы русского рока / Обзоры
недавних релизов / Архив обзоров
ЗЕМФИРА / Четырнадцать Недель Тишины / REAL Records / 2002
|
Трек-Лист:
1.
|
Паранойя
|
2.
|
Трафик
|
3.
|
∞ (Бесконечность)
|
4.
|
Мачо
|
5.
|
Сказки
|
6.
|
Песня
|
7.
|
P.
|
8.
|
Главное
|
9.
|
Кто?
|
10.
|
Webgirl
|
11.
|
Шалфей
|
12.
|
Ощущенья
|
13.
|
Мечтой
|
|
В канун выхода этой пластинки в столичной журналистской среде случился
мини-скандал. Уважаемому критику Троицкому крайне не приглянулась рецензия на
альбом уважаемого журналиста Сапрыкина, о чем первый не замедлил второму
сообщить. В личной беседе Сапрыкин от своих слов якобы чуть ли не отказался,
что позволило Троицкому порассуждать
на других печатных страницах о потере журналистом объективности в ущерб неким
корпоративным интересам и заявить попутно, что пластинка-то вышла совершенно
пустейшая. В проблеме (которой на самом деле, конечно, нет) можно было бы
разобраться, пообщавшись с обеими сторонами, но делать этого не хочется.
Потому что природа ее мне кажется очевидной и в контексте выхода
долгожданного диска Земфиры вполне немаловажной.
В сущности, Троицкий вменял в вину Сапрыкину одну лишь явную немотивированность его статьи. Мол, стартовый тезис `Мне
очень нравится этот альбом` был дополнен вялыми доводами о качестве звука и
каком-то малопонятном среднему обывателю чувстве собственного достоинства
артистки. Только вот штука при этом еще и в том, что сам АК даже и не подумал
рассказать читателю, почему же такая слабая вышла у Земфиры пластинка –
ограничившись сентенцией типа `И писать о ней вовсе нечего`. И знаете, что
интересно – я прекрасно, причем на каком-то молекулярном уровне, понимаю и
принимаю позиции обоих. Более того, в каком-то же смысле я этими позициями и
прикрываюсь – иначе с чего бы, ведя разговор о самом долгожданном альбоме
крайне важной группы, я уже два абзаца пишу о Троицком и Сапрыкине, о которых
вам знать в принципе необязательно. Так вот – почему я их понимаю. Троицкого я понимаю оттого, что, однажды послушав этот диск, в
восторг от него нельзя прийти ну совершенно никоим образом. Слово
`однажды` при этом может меняться на `трижды` или `дюжину раз`, но результат
может не меняться совсем – массе людей альбом не понравится. Сапрыкина я
понимаю тем паче – местами (моментами, временами, мгновеньями) пластинка
нравится очень, и явно не в качестве звука тут дело. Вряд ли дело и в чувстве
собственного достоинства Земфиры – оно, наверное, тут присутствует, но
перевести подобную субстанцию в мелодически-песенно-альбомную
форму лично я не могу. Итак, в чем же все дело? И вот на этом вопросе
начинается самое странное – я тоже этого не знаю.
То есть, определенные мысли у меня есть. Я думаю, например, что записывать
концептуальные и, по большому счету, антикоммерческие
альбомы можно кому угодно – группе Tequilajazzz,
группе Radiohead или даже группе U2 – но никак не
главной поп-звезде огромной страны. При этом хитов,
вопреки мнению большинства, здесь, по-моему, снова выше крыши, а статус свой
Земфира еще года два не утратит – одна лишь песня `Бесконечность` чего стоит.
Думаю, что особенно расхваливать в очередной раз Андрея Самсонова довольно
глупо – никаких особенных его успехов я здесь не слышу. Альбом звучит и
правда блестяще – но одна его часть (которая с Самсоновым) ничуть не лучше
другой (которая без него). Думаю, что диск `Четырнадцать недель тишины` на
йоту хуже первого и на столько же лучше второго диска Земфиры – и он снова...
да, он опять... ну, в общем, он очень хороший. И кажется мне, что на этой
пластинке есть одна гениальная песня – с записанным еще в прошлом веке
вокалом проходящая как бонус-трек песня `Мечтой`, которая к любой оценке,
выставляемой за альбом, неизбежно добавляет полбалла. Кстати...
Кстати, сказав про полбалла, я поймал себя на мысли, которая многое
объясняет. Согласитесь: вам ведь на самом деле все равно, что я тут еще
напишу, а ждете вы одного – оценки. Согласитесь еще раз: группа `Zемфира` – единственная группа в
стране, рецензируя новый альбом которой, каждый здравомыслящий журналист на
оценку обратит внимание не меньшее, чем на собственно текст. Последний свой
тезис я, к счастью, способен объяснить: поставить альбому Земфиры `3` – это
тоже мини-скандал. В остальном моя рецензия
абсолютно немотивированна. Как и рецензия Сапрыкина, как и статья Троицкого.
И в этом-то, видимо, все и дело. Не в чувстве собственного достоинства
артистки – в ее самодостаточности. Понимайте, как хотите.
Сергей
Степанов
|