NASHROCK2005.NAROD.RU > НОВОСТИ / МУЗЫКА / АФИША / ОБЗОРЫ
CD / ССЫЛКИ / ФОТО / ГОСТЕВАЯ
МАШИНА
ВРЕМЕНИ История
группы / МУЗЫКАНТЫ>>
В 1975 году, уже под нынешним своим названием, группа едет
на фестиваль «Песни молодежи» в Таллинн, где занимает первое место и
знакомится с Борисом Гребенщиковым. За этим последовали триумфальные концерты
в Ленинграде, новые победы на рок-фестивалях и первые полупрофессиональные
записи – уже тогда в репертуаре «Машины» были такие хиты, как «Ты или я»,
«Марионетки» и «Флаг над замком». Тем временем состав группы продолжает претерпевать
изменения. В 1979 «Машину времени» покидает проведший в ней четыре года
Евгений Маргулис (создавать «Воскресение»), зато некогда отколовшийся от
состава Кутиков возвращается, приведя с собой
Валерия Ефремова и Петра Подгородецкого. Годом
раньше под чутким руководством легендарного Тропилло
записывается дебютный магнитоальбом «Машины
времени» «День рождения», а чуть позже свет увидит музыкально-поэтическая
программа «Маленький принц». Очередным свидетельством признания становится для «МВ»
звание лауреата Всесоюзного рок-фестиваля «Весенние ритмы» в Тбилиси. А в Тбилиси, ну, не знаю, воздух был накалён
просто с самого начала. Стояло два кольца отцепления вокруг этой филармонии
круглой, чуть ли не с танками. Народ ломился со страшной силой… В зале были одни мужики, потому что это серьёзное дело,
в общем-то, ещё и женщин туда пускать! В общем, глупость
какая! И невероятное ожидалось чего-то, в воздухе было. И
то, что с утра до ночи – он шёл неделю – в Таллинне фестивали были три дня,
по-моему, продолжались, два дня, да, два: суббота, воскресенье. Здесь
он шёл неделю. И играло каждый день по шесть групп, по две группы в концерте
было – утренний и вечерний. А в нашем три было, да.
В общем, масштаб был сумасшедший. Да, там было на что посмотреть!!! Там выступал арт-роковый «Автограф» - с монументальным номером
«Ирландия. Ольстер» на стихи Маргариты Пушкиной. Там играла казанская группа
«Интеграл» - а на авансцене устраивал шоу их худрук Бари
Алибасов. Да, и такое было! Там играли виртуозы «Магнетик Бэнд» из Таллинна.
Наконец, там состоялось явление публике «Аквариума» - с бородой БГ,
выкрашенной в зеленый цвет, с перепиливанием виолончели и плясками по сцене.
Но королями тогда была признана «Машина». Добил публику жесткий номер «Кого
ты хотел удивить», отмеченный даже «Комсомольской правдой». Медленно, но верно коллектив выходит из подполья и
утверждается в статусе главной рок-группы Союза. На
выпущенном «Мелодией» диске «С новым 1980 годом» появляется песня «Снег», а
«Поворот» в течение 18 месяцев держится на первом месте первого же в стране
хит-парада (в газете «Московский комсомолец»). «Разумное поведение не
есть прогибание перед властями. Мы были первой
командой, которая попала на сцену, причем со своей программой, чужих песен мы
не пели. Когда вышло постановление, что советские группы должны петь песни
советских композиторов, это нас тоже не коснулось. Потому что мы спокойно
стояли на своем». Однако подобная популярность ансамбля, игравшего что-либо
отличное от официально одобренной эстрады, не могла остаться незамеченной. За
памятной каждому советскому меломану статьей «Рагу из синей птицы» в
«Комсомолке» последовали бесконечные худсоветы, запреты на выступления и
прочие издержки тогдашней власти, конец которым был положен только после
прихода на высший государственный пост Михаила Горбачева. Макаревич пробует
себя соло, снимается в кино и пишет для него музыку. В 1986 году фирма
«Мелодия» издает первый LP «Машины времени» «В добрый час», за которым
следует двойной альбом «Реки и мосты». Группа возобновляет активную
гастрольную деятельность, выезжая, в том числе, на
несколько зарубежных рок-фестивалей и даже работая над очередной пластинкой в
Далласе. «После того, как мы
побывали в Америке, я понял многое в музыкальной индустрии. У нас нет
рок-н-ролльной школы. Многие наши исполнители идут на
поводу у потребителя и пишут так, как пишут здесь». В 1988 году коллектив отмечает официальное десятилетие и
фактическое двадцатилетие, выпуская пластинку «10 лет спустя» и играя большой
концерт в Лужниках. Еще через год складывается очередной, признанный
классическим состав «Машины времени», просуществовавший на сей раз больше
десяти лет: Макаревич – Кутиков – Маргулис – Подгородецкий – Ефремов. Очередной альбом выходит уже на
собственной студии Кутикова Sintez
Records, а в 1991 году «Машина» окончательно прощается с неспокойным прошлым:
группа играет на фестивале «Музыканты мира – детям Чернобыля» и в рамках
«Акции солидарности с программой «Взгляд»», а Макаревич выступает на
баррикадах перед защитниками Белого дома в дни государственного переворота. В
новую для страны эпоху группа войдет в респектабельном статусе музыкантов,
которых если не любят, то уж уважают непременно. «Родина - это те люди,
с которыми ты прожил свою жизнь, и те места, в которых происходили эти
встречи. У нас никогда не было ложного патриотизма». В первой половине 90-х выпускаются и переиздаются
многочисленные альбомы и компиляции как «Машины времени», так и Макаревича
соло. В 1993 году группа устраивает по случаю собственного 25-летия
многочасовой фестиваль на Красной площади для почти 350 тысяч зрителей. В
течение пяти лет до следующего юбилея выходит ряд совсем новых работ «МВ», а
Макаревич играет серию совместных концертов с
Гребенщиковым. На 30-летие коллектива дело не ограничилось одним
концертом. «Машина времени» устроила полуторалетнее турне по всему миру,
которое закончилась концертами в «Олимпийском» 16 и 17 декабря. По ходу они
успели еще и альбом записать. Под названием «Часы и знаки». Несмотря на
нервную обстановку и работу в режиме цейтнота, там было несколько совершенно
блестящих песен. Одну из них – «Странные дни» - сочинил Андрей Макаревич, а
спел Александр Кутиков.
После празднования 30-летия «Машины» в «Олимпийском»
команду покидает Петр Подгородецкий. Новым клавишником становится
некогда одиозный поп-персонаж Андрей Державин, который выстраивает «Машине
времени» звук ее следующего альбома «Место, где свет», оказавшийся неожиданно
современным. Судьбы советских поп-музыкантов 80-х сложились по-разному.
Кто-то спился, большая часть до сих пор ездит табунами по стране в сборных
солянках типа «Дискотека 80-х» и работает, что называется, «за будку и
корыто». Но одна история в этом списке была совершенно
исключительной. Несмотря на занятость Макаревича (как телеведущего), Кутикова (как продюсера) и Маргулиса (как музыканта
группы «Воскресение» и сольного проекта), группа продолжает записываться,
гастролировать – и готовиться к грядущему 35-летнему юбилею. В августе 2003
года «Машина времени» должна была стать хедлайнером
фестиваля «Нашествие» в Раменском. После его отмены легенды русского рока
согласились принять участие в фестивале «Нашествие. Версия 2003» в эфире
«Нашего Радио». Также в 2003 году выходит совместный диск Андрея
Макаревича и «Оркестра Креольского танго». Интересен он тем, что ни одной
песни Макаревича на нем нет. Весь материал написан поэтом и переводчиком
Марком Фрейдкиным, а записан Макаревичем в очень теплой компании. Никогда в жизни я не думал, что запишу
пластинку вот так вот целиком другого автора. Просто, когда я с Марком познакомился и он мне надарил пластинок своих, мне дико
понравились песни, я поразился мировой несправедливостью, когда какую-то
бодягу крутят 20 часов в сутки, а вот такие замечательные стихи лежат в
безвестности практически, потому что он писал все дома у себя, в домашней
студии с музыкантами. Все было, по-моему, для его друзей и близких. На этом
уровне все это и застревало. Я привез пластинки, Максу Леонидову
стал заводить песни, он говорит: "Давай запишем альбом". Я говорю:
"Ух ты, давай попробуем" Круг привлеченных к записи
постепенно расширялся. К работе подключились Евгений Маргулис и Алена
Свиридова. А заглавная песня альбома - "Тонкий шрам на любимой
попе" - была сделана в составе Макаревич, Леонидов плюс Татьяна Лазарева
из "О.С.П.-Студии". Андрей с Максом
снялись и в клипе на эту песню. Ролик сделан в духе незабвенной "Макарены". 2004 год. Новый проект главы бас-гитариста «Машины времени» Александра
Кутикова, созданный им в альянсе с музыкантами
популярной в 80-х гг. группы «Нюанс», в течение нескольких месяцев полностью
отрепетировал концертную программу, начал гастрольную деятельность и
приступил к записи дебютной пластинки. Весной на студии «Полифон»
музыканты записали четыре композиции: «Троянский конь» и
«Держи меня», входившие в сольный альбом Александра «Танцы на крыше» (1996),
а также «Ночь» и «Чужие среди чужих» из репертуара “Машины времени”.
Хорошо знакомые произведения в версии автора прозвучат впервые: Кутиков уверен, что песни, записанные с группой
"Нюанс", будут кардинально отличаться от стилистики "Машины
Времени", так как их исполняют другие музыканты, да и сам он всегда
слышал эти композиции совершенно по-иному. «Мне интересно впервые в жизни
поиграть на акустике и попеть свои песни, - пояснил Александр. - Дело в том,
что петь и играть на бас-гитаре достаточно сложно.
Не так много людей, которые удачно совмещают пение и игру на бас-гитаре. Как правило, это делается в ущерб чему-то:
либо ты стараешься спеть лучше и при этом упрощаешь партию на бас-гитаре, либо, играя сложную партию на басу, ты
упрощаешь вокальную партию». На радио стартую две композиции с готовящегося альбома «Машинально» -
«Круги на воде» и «Не повод для слёз». Дело в том, что я всегда начинаю нервничать и,
может быть, даже суетиться, когда вот назревает альбом, потому что вот такой
позыв: надо всё бросить, надо садиться и делать, а артисты говорят: «Ну чего ты суетишься? Ну, куда он денется? Не убежит.
Сядем мы через три месяца. Ну?» Такое ощущение, что можно ребёнка переносить
и родится он дефективным. И мы начали просто с тех песен, которые были к
этому моменту уже абсолютно дописаны, потому что остальные песни на альбоме –
Это песни на музыку Моргулиса, на музыку Кутикова, на музыку Державина. Всякий раз, когда мне
приходится писать слова не на свою музыку – это гораздо дольше и сложнее, чем
когда ты целиком делаешь песню всю сам от начала до конца. Поэтому они были и
две готовы, мы их две и записали. Песня «Не повод для слёз» была единственной, которую
вырезали из трансляции концерта в честь 35-летия «Машины времени». Потому что
слова там довольно острые. Дидактизм Макаревича обернулся здесь привычкой
договаривать все до конца, телевизионщикам это не понравилось. Вскоре на радио попадает песня «Эти реки никуда не текут».
Андрей Державин спел эту песню. Слова Андрея Макаревича. Свое 35-летие группа решила отметить по-взрослому – то
есть выпуском нового альбома. К юбилею не получилось, но к концу года
отметились-таки! Название альбому «Машины времени» придумывали всем миром – а
победила одна из читательниц «Комсомольской правды».
В радиоэфиры попадает трек с альбома «Машинально» - «К малой Бронной». Запевалой на сей раз
выступает Александр Кутиков, а номер носит название
«К Малой Бронной». Улица, кстати, фанатам «Машины» не
чужая: именно на ней находилось воспетое когда-то «машинистами» кафе «Лира».
И до сих пор находится. Следующим синглом на радиоволнах стала песня «Сакура-Катана-Скаэ». Кстати, насчет упомянутых в песне
напитков: на сайте «Машины времени» написано, что пива и вина Евгений
Маргулис терпеть не может. Видимо, автор слов Андрей Макаревич так его
дружески подколол. Альбом «Машины Времени» под названием «Машинально»
запомнился поклонникам вот чем: в него вошло очень много песен Евгения
Маргулиса. В 5 из 12 песен альбома – его музыка, а к одной песне он написал
еще и текст. Слова еще одной песни они придумали на пару с Андреем
Макаревичем. Музыку Маргулис в «Машине» писал всегда, а вот стихи он стал
сочинять недавно, уже в 21 веке. В 2005 году 50 лет одному из ветеранов «Машины времени»
Евгению Маргулису. Когда-то, в 76-м, он пришел в Машину, и Андрей Макаревич
научил его играть на бас-гитаре. В начале 79-го
отношения внутри того состава «Машины» испортились настолько, что Макаревич
покинул группу. Тогда Маргулис и барабанщик Сергей Кавагоэ
взяли на борт еще одного старинного приятеля и тоже бывшего «машиниста»
Алексея Романова – и так возникла еще одна легенда русского рока – группа
«Воскресенье». Записав первый альбом, музыканты разошлись, Маргулис собрал
сначала группу «Наутилус», потом группу «Шанхай» Андрей Макаревич продолжает сотрудничество с «Оркестром
Креольского танго». Вообще у Макаревича никогда не было недостатка в своем
материале, но на новом альбоме «Оркестр» исполняет не его песни. Во второй
раз после альбома «И т.д.» Макаревич обратился к творчеству Булата Окуджавы. Вот Окуджавы уже нет
несколько лет и эти песни уже вот вроде бы как на полке стоят, да, и
ты вынимаешь и думаешь: « А вот можно же вот так вот прочитать, наверное?» Я
клянусь, что я очень осторожно и бережно к этому отношусь. И если я буду
делать пластинку вообще из песен Окуджавы, потому что мне хотелось бы это
сделать, я буду крайне осторожен в аранжировках. Вот. 2007 год. Всем уже известно, что «Машина
времени» записывает новый альбом «Time Machine» на
легендарной студии Abbey Road
в Лондоне, где были записаны все альбомы «The Beatles». В новинках эфира появляется трек «Улетай»,
который значится вторым на этой пластинке. Когда первые песни были написаны,
Владимир Матецкий познакомил «Машину времени» с Хэймишем Стюартом (Hamish Stuart) – известным гитаристом и бас-гитаристом,
работавшим с Полом Маккартни, Ринго
Старром и многими известными музыкантами и
группами. Именно Хеймиш исполняет в этой песне соло
на гитаре. 9 июня в клубе 16 Тонн состоялся концерт группы «Машины
времени». В тот вечер Андрей Макаревич и компания играли специальную клубную
программу, в которую вошли как уже проверенные временем хиты, так и песни с
нового альбома «Time Machine». «Вот мы играли вчера в
клубе, и очень много было молодых людей, которые, оказывается, знают все эти
самые старые наши песни и поют их. Поэтому старые песни у меня не вызывают
никакого раздражения, я с удовольствием их пою». Интернет-радиостанция, посвященная творчеству группы
"Машина времени", открылась на портале www.101.ru. В эфире станции
круглосуточно звучат песни "Машины
времени" – как хорошо известные поклонникам коллектива, так и
никогда не издававшиеся. Евгений Маргулис
выпустил новый сольный альбом. Презентация пластинки под названием
«Продолжение следует» состоялась 16 ноября в КЗ «Мир». В концерте приняли
участие Kremlin Orchestra
под руководством дирижера Миши Рахлевского. Андрей
Макаревич и «Оркестр креольского танго» определились
с датой выхода своего нового, пятого по счету совместного альбома – по
расчетам музыкантов, диск должен увидеть свет в конце года. Учитывая, что
запись материала Макаревич и «креольцы» наметили на
середину ноября, сроки выпуска пластинки смело можно назвать рекордными. Все
песни для альбома будут записаны за девять дней в лондонской студии Abbey Road, где «Машина
времени» работала над своим последним альбомом «Time
Machine». Так как все лето артисты провели на репетициях, доводя новые песни
до совершенства, во время студийной сессии, когда все композиции будут
записываться «живьем», у них не должно возникнуть неожиданных проблем. «Началось все с того, что я понял, что
единственная музыка, которую я сегодня
слушаю без раздражения – это американская эстрадно-джазовая вокальная музыка
40-х-50-х годов: Дайана Вашингтон, Чет Бейкер, Элла
Фитцджеральд. Это музыка с красивыми мелодиями, которых в сегодняшнем мире
явно недостает, с красивыми аранжировками, с большими джазовыми оркестрами, с
живыми инструментами. Мне захотелось сохранить дух этой музыки в новом
альбоме» 2008
год. 10 апреля Андрей Макаревич и «Оркестр Креольского
Танго» впервые представили широкой столичной публике программу нового альбома
«Штандер»! Альбом был записан на легендарной «битловской» студии «Abbey Road» прошедшей осенью всего за девять дней и вышел перед
новым годом. Штандер - это старая, добрая,
«аналоговая» игра, в которую играли не по одному с компьютером, а большой
компанией, во дворе, с мячом… Вот и альбом получился
такой же - сделанный большой компанией, аналоговый, с мелодикой 50-х годов,
но при этом очень сегодняшний по ощущениям. «Я очень хорошо понимал стилистику, в
которой собирался это сделать. Очень хотелось воссоздать настроение Чета
Бейкера с учётом того, что уже прошли годы с тех пор, как он это пел,
Хотелось сделать звучание посовременнее, но
сохранить вот эту спокойную мелодику, которая сегодня из музыки почти ушла» Во МХАТе
Андрей Макаревич и «Оркестр Креольского Танго»
представили песни из нового альбома, а также материал, который публика поет
наизусть - композиции с предыдущих пластинок «И т.д.», «Тонкий шрам на
любимой попе», «Старая Машина» и «Песни Булата Окуджавы». Открытие
выставки «Анатомия памяти» – совместного проекта Андрея Макаревича и
питерского живописца Андрея Белле – состоялось в Инженерном корпусе
Третьяковской галереи 24 апреля. В экспозиции представлен цикл из 12
крупноформатных живописных работ (размером около 160х100см), созданных на
основе фотографий начала прошлого века. «Мне попался где-то в районе Золотого кольца
целый чемодан таких виньеточных, карманных фотографий времен Первой мировой. По какой-то причине их, видимо, не
разобрали из фотоателье, может, из-за того, что революция грянула... Но в них
было такое ощущение времени, что нам захотелось над этим ощущением поработать
и его усилить, – рассказывает лидер
«Машины времени». – Фотокамера сегодня
превратилась в приложение к телефону, фотографирование – в милую домашнюю
забаву. А сто лет назад это было чудо, священнодействие. И человек шел к
фотокамере, как на исповедь. Поэтому в отражении глаз этих
людей можно разглядеть все – как они любили, как страдали и радовались, как
текла их непохожая на нашу жизнь. Разглядеть – если захочешь». «Пытаясь извлечь из них (фотографий) давно
угасшие чувства, мы желали понять, что же руководило ими в их стремлениях, в
их любви, радостях и бедах, –
добавляет Андрей Белле. – Это было тем
более интересно, чем больше мы осознавали необратимость процессов развития (а
может и деградации) общества, невозможности понимания большинством наших
современников тех материй, которые были совсем недавно всем так знакомы и
близки». Альбом «Машины времени» “Time machine” вышел в свет на коллекционном виниле. Впервые
российский проект выпущен в Германии на аудиофильском
виниле (тяжелый винил – 180- Идея выпустить новый альбом не только на CD, но и на виниле родилась у
«машиниста» Александра Кутикова и руководителя hi-end подразделения компании «B&W» Юрия Веренова еще во время записи альбома на студии Abbey Road в Лондоне. Для «виниловой» версии пластинки был сделан специальный аналоговый мастеринг со специальными частотными параметрами.
Основной медный мастер альбома был нарезан на старом оборудовании, которое
сохранилось только на Abbey Road,
поэтому пластинки отличаются особым качеством, присущим старому винилу.
Компании B&W и”Синтез рекодс”
заключили договор на выпуск винила с немецкой компанией «Clear
Audio». Тысяча номерных пластинок “Time machine” была изготовлена
на заводе в Германии на лучшем оборудовании в мире. В продажу поступит не
более 600 коллекционных винилов на всю территорию бывшего СССР. Это –
раритет, который будет раритетом еще многие годы, отсюда и достаточно высокая
стоимость этого винила. Александр Кутиков: «Прошло уже полгода с момента выхода “Time
Machine” , но технология производства и желание сделать винил как можно более
качественным, на самом лучшем оборудовании, оставшемся в мире, предопределило
выход этого альбома на виниле, на полгода позже, относительно выхода CD. Что
касается разницы в звучании виниловой версии альбома и CD – то я очарован
звуком виниловой пластинки. Он сильно отличается от звучания альбома на CD,
во всяком случае, для тех, кто понимает разницу между звучанием винила и
звучанием CD. В особенности, эта разница заметна при прослушивании, на
хорошем оборудовании. Когда люди впервые слышат, как на самом деле может
звучать их любимая музыка на виниле, через ламповые усилители, они понимают,
сколько они потеряли, слушая музыку на CD и в формате mp3. Все «звездные»
проекты во всех музыкальных направлениях выходят как на CD , так и на виниле.
Оборудование hi-end развивается и, несмотря на
очень высокую стоимость, очень хорошо продается во всем мире. Настоящих
ценителей хорошего звука становится не меньше, а всё больше и больше». По мнению Александра Кутикова, который сам
является страстным коллекционером-аудиофилом, в
последние 8 лет количество людей, которые начали коллекционировать винил,
увеличивается с колоссальной скоростью не только в России, но и во всем мире.
Это подтверждает огромное количество ссылок на аудиофильские
магазины в сети Интернет и целая россыпь сообществ любителей хорошего
звучания. Оформление альбома сделано очень современно,
так что раритетный винил приятно не только послушать, но и подержать в руках.
Приобрести коллекционный винил можно будет во всех магазинах, в которых есть
отдел продажи пластинок: в фирменных магазинах «СОЮЗ», «Пурпурный легион»,
«Республика», «Правительство звука».
|
Разработка и поддержка сайта — Александр Поляков aka Pranker.
Использование материалов сайта допускается только с согласия автора и со
ссылкой на источник.
Координаты для связи: e-mail