NASHROCK2005.NAROD.RU > НОВОСТИ / МУЗЫКА / АФИША / ОБЗОРЫ
CD / ССЫЛКИ / ФОТО / ГОСТЕВАЯ
АКВАРИУМ История
группы / МУЗЫКАНТЫ>> Группа
«Аквариум»
была
создана
Борисом Гребенщиковым
и Анатолием
«Джорджем»
Гуницким в
июле 1972 года
(по одной из
версий –
первого
числа).
Название
группе дал
Джордж – в
честь кафе
на
Будапештской
улице, мимо
которого он
проезжал на
31-м автобусе.
БГ взял на
себя гитару
и вокал, Джордж
– ударные.
Первое
время
концертов
не было, зато
были постоянные
смены
состава - так,
в декабре
ненадолго
появился и
тут же исчез
Эдмунд
Шклярский,
будущий
лидер группы
«Пикник».
Однако уже в
январе появился
басист
Михаил «Фан»
Файнштейн-Васильев,
через месяц
пришел
Андрей «Дюша»
Романов, и
таким
образом
стал
складываться
классический
состав
«Аквариума». Выпустив
ряд
малопрофессиональных
записей, в 1975
году группа
начинает
выступать в
Прибалтике,
куда
музыканты
ездили
автостопом.
Во время
одной из
таких
поездок
«Аквариум»
получает
приз «за
самую
интересную
и разнообразную
программу»
на
Таллиннском
фестивале
популярной
музыки. В
этой же
поездке
произошло
очень
полезное
знакомство
с
московской звездой
– Андреем
Макаревичем.
После этого
«Аквариум»
стал ездить
с
концертами
и в Москву. «Знакомство
началось с
того, что
Макаревич
пытался
соблазнить
мою жену и
увести её в
свой номер,
но им
пришлось
забрать и
меня вместе
с ней. Там мы
сильно
напились, и
моя жена
осталась
нетронутой.
Мы очень
сильно подружились
с
Макаревичем
и остаёмся
по сей день
лучшими
друзьями.
Они
экспортировали
нас в Москву,
а мы их - в
Ленинград.
Мы Москве
понравились,
но не
привились,
они Ленинграду
особо не
понравились,
но
привились и
стали самой
модной
группой.» Последующие
годы были
наполнены
довольно
интенсивной
концертной
деятельностью.
Время от
времени
костлявая
рука
Советской
Армии выдирала
из рядов
группы
какого-либо
особо ценного
музыканта,
однако
через
год-другой
они возвращались
целыми,
невредимыми
и психически
здоровыми. 11
марта 1980 года
«Аквариум» по приглашению
Артемия
Троицкого
принял участие
во
Всесоюзном
фестивале
ВИА и
рок-групп
«Весенние
ритмы» в
Большом
концертном
зале города
Тбилиси. По
свидетельству
Троицкого,
жюри
«растворилось
под зеленой
надписью
«ВЫХОД» еще в
середине их
программы», а
выступление
ближе к
концу
напоминало
форменный
бардак. По
возвращении
в Ленинград
для «Аквариума»
грянули
неприятности:
БГ с друзьями
«полетели»
отовсюду,
где
состояли,
коллектив
лишили базы
и
аппаратуры. В
марте 1980 года
произошло
историческое
знакомство
с Андреем
Тропилло. С
"Синего альбома"
началась
настоящая
дискография
коллектива. Музыканты
не только
записывали
свои альбомы,
но и
помогали
другим
группам: с их
помощью
были
записаны
первые
альбомы
Майка Науменко,
«Кино», «Алисы». В
1981 году с
«Аквариумом»
начинают
играть барабанщик
Александр Кондрашкин
и пианист
Сергей
Курехин. 7
марта 1981 года
«Аквариум»
становится
членом
только что
открытого
Ленинградского
рок-клуба, а
летом
приступил к
записи
сразу трех
альбомов:
«Треугольник»,
«Акустика» и
«Электричество».
Первым
вышел
«Треугольник»,
половина текстов
на котором
принадлежала
Джорджу
Гуницкому. А
Сергей
Курехин
пришел в
студию и с
ходу сыграл
блистательную
фортепианную
партию для
«Мочалкина
блюза». В
августе 1983
увидел свет
самый,
возможно,
знаменитый
их альбом
«Радио
Африка». Во
время записи
в студии
творился
форменный
хаос, к записи
привлекались
все, кто
попадался
под руку - в
результате
на альбоме
отметились аж
четверо
барабанщиков
(не считая
перкуссии) и
столько же
басистов, а
также
Сергей Курехин
и Игорь
Бутман.
Следующий
альбом «День Серебра»
стал первым,
для
которого
песни были
придуманы
заранее, а не
сочинялись
в последний
момент. В
это время
Александр
Титов стал
постоянным
басистом
группы, а
бывшему
басисту
Фану, одному
из
ветеранов
«Аквариума»,
пришлось ограничиться
перкуссией.
Вскоре
Титов
параллельно
стал играть
с «Кино», а Фан
– с
«Зоопарком».
Еще один из
отцов-основателей
- Дюша
Романов - к
этому
моменту
появлялся
далеко не на
каждом
концерте и
не на каждой
записи.
Короче
говоря,
«Аквариум»
разваливался
на глазах, и
многие
концерты
того
времени
игрались
сокращенным
составом.
Только
осенью 1985 года
состоялось
сценическое
воссоединение
группы на
сцене Ленинградского
дворца
молодежи в
составе:
Гребенщиков,
Романов,
Гаккель,
Файнштейн,
Титов и
Куссуль. А в
январе
вышел новый
альбом «Дети
декабря». «У меня
дома была в
ванной
печка,
поскольку тогда
еще не было
парового
отопления, и
я помню, что
мы сидели у
печки в
темной
ванной и нам
читали
сказки.
Отлично
было, скажу
больше - это
сформировало
все мое
мировоззрение.
Оттуда,
кстати, появились
песни «Я змея»
и многие
другие.» В
это время
записи
«Аквариума»
стали
выходить на
виниле.
Собственно,
первым
опытом стал
сборник
русского
рока «Red Wave»,
выпущенный
в США
Джоанной
Стингрей. В
двойной
альбом вошли
записи
питерских
групп
«Аквариум»
«Алиса», «Кино» и
«Странные
игры». После
этого зашевелилась
и фирма
«Мелодия»: в
выпущенную
ими
пластинку,
известную
как «Белый
альбом»,
входила
часть
материала с
двух
последних
дисков.
Очень скоро
открылся
«железный занавес»
и музыканты
«Аквариума»
начали
подолгу
пропадать
за границей. Новый
этап в жизни
«Аквариума»
начался в
сентябре 1992
года. По сути
дела, он стал
логическим
продолжением
«БГ-Бэнда», в
котором из
«стариков»
остались
только БГ и
Титов.
Вскоре Гребенщиков
опять
набрал темп
и начал выдавать
альбомы
каждый год. В
это же время
стали
появляться
антологии и
регулярно
переиздаваться
ранние
альбомы на CD. В
честь 25-летия
группы на
несколько концертов
собрался
«новый
старый»
состав
"Аквариума". БГ
продолжает
чередовать
выпуск
сольных альбомов
и side-проектов с
работой с
«Аквариумом»,
в результате
чего раздел
«Дискография»
на официальном
сайте
группы по
объему не
имеет себе
равных. В 99-м
году
выходит
альбом «Пси»,
три песни с
которого,
«Маша и
Медведь»,
«Стоп, машина» и
«Пока несут
сакэ», попадают
в эфир
«Нашего
Радио». В этом
же году вышел
мультимедиа-сингл
«Скорбец», где
басовую
партию
исполнил
лидер Tequilajazzz
Евгений
Федоров. В
2000-м скончался
Дюша
Романов. Несмотря
на
трагическое
событие,
группа продолжала
активную
деятельность:
увидели
свет
сборник
«Территория»
и альбом проекта
«Террариум»
(нынешний
«Аквариум»
плюс приглашенные
музыканты)
«Пятиугольный
грех». Очередной
всплеск
всеобщего
интереса к легенде
российской
музыки
случился в
начале 2002 года,
проходящего
под знаком
30-летнего
юбилея
"Аквариума".
В канун
юбилейных концертов
в обеих
столицах
студия
"Союз" выпустила
альбом
"Сестра
Хаос",
удостоившийся
исключительно
лестных
отзывов - в том
числе, и за
неожиданную
современность
звучания.
Той же
весной та же
студия
начала массивное
переиздание
прижизненной
классики БГ со
товарищи в
рамках
"Антологии
АКВАРИУМА", полностью
увидевшей
свет летом 2003
года. Весной
у
"Аквариума"
вышел
очередной
диск "Песни
рыбака", а на
осенью
состоялся
приуроченный
к 50-летнему
юбилею
Гребенщикова
концерт в
Кремле. В
конце 2003 года
творческие
связи
«Аквариума» и
группы
«Сплин»
сильно
активизировались.
Тремя
годами
ранее
Александр
Васильев уже пел
с
музыкантами
"Аквариума",
это была
песня
"Моллой Пришел"
для альбома
"Пятиугольный
грех". После
чего БГ и
Васильев
вступили в этакое
негласное
творческое
соревнование.
Борис
Борисович
ответил
своей
"Кардиограммой"
на Сашино
"Мое сердце". ..слышал
эту песню,
очень
хорошо,
потому что та
песня очень
светлая, мне
это
нравится. В
2003 году Саша
записал для
своего
сольника
песню
"Аделаида". В
"Неголубом
огоньке"
лидеры
"Аквариума"
и "Сплина" тоже
выступили
вместе - и по
такому
случаю вспомнили
песню
довольно
глубокого
детства. Это
"Песня о
звездах" - из
фильма "Про
Красную
Шапочку"
Алексея
Рыбникова и
Юлия Кима!
Надо
сказать, что
окончательное
решение о том,
что они
будут петь,
музыканты
приняли за
неделю до
съёмок
программы.
После чего
редактор
шоу долго и
упорно
рылся в
Интернете,
разыскиваю
хоть
сколько-нибудь
приличную
запись
оригинала в
исполнении
Рины Зеленой
с Евгением
Евстигнеевым!
После чего
передал ее
клавишнику
Боре
Рубекину.
Тот послушал
- и сделал
свою
аранжировку. В
2004 на радио
попадает
песня «Слова
растамана»,
эту вещь
гоняли на
репетициях
года три, пока
она, наконец,
не
приобрела
свой
окончательный
вид. известно
что БГ
давным-давно,
очень
внимательно
и вдумчиво
исследует
регги-культуру.
И довольно
часто
радует
своими
находками в
этой
области. Просто
получилось так что я
съездил к
своему
другу на
Ямайку. И там
мы нашли
подтверждение
всех тезисов
которые
давно
хранили о
том что
музыка Регги
представляет
из себя
светлое
будущее всего
человечества.
Что это
идеальный
пример
смычки
религии и
культуры и чего то
еще. И по
этому
смычка с
ямайскими
музыкантами
не за горами.
Мы
соединяем
Русскую
культуру и рэгги
смело. В один
бурлящий
поток. То ли
будет
дальше.. у
нас планы
совершенно
имперские.
Триумф. Нет,
план смычки
России и
Ямайки. Да.
Это довольно
быстро.
Инженеры
подсчитывали
и говорят
что это
обойдется
достаточно
дешево. Меньше
чем
кольцевая
дорога. 4я или
5я. Весь
прошедший (2004)
год
музыканты
записывали
альбом под
названием
«Репродуктор».
Или «Ретранслятор»
- были разные
версии. Так
или иначе,
все было на
мази, и вдруг,
в один
момент, все
переменилось.
Борис
Гребенщиков
поехал на
Средиземное
море в
летний
отпуск – и за
месяц
написал 16
новых вещей!
Соответственно,
весь старый
материал
было решено
забросить и
заниматься
уже новым.
Так и
поступили.
Записали в
Лондоне 10 песен,
потом что-то
не
понравилось,
музыканты
вернулись в Питер
и решили все
переделать.
В конечном
итоге
альбом
получил название
«Zoom, Zoom, Zoom».
сердце
альбома - это
исповедь,
настоящая
русская
новая
народная
песня…
герой
склонен и
наслаждается
своим
пьянством, а
между пьянством
и
алкоголизмом
лежит
огромная
пропасть.
Пьянство
приносит
радость, а
алкоголизм –
болезнь.
Алкоголики
собираются
вместе и пытаются
от этого
избавиться,
я а пьяницы собираются
вместе и
радуются
этому… это
краткое
описание
того что
например со
мной происходило
в жизни, то
ЕТСь все
описанные
события
имели место
быть. Но
поскольку
она радостная,
она именно
новая
русская
песня ,
старые
русские
песни все
без
исключения
печальны, от
них щемит
сердце, от
несбывшейся
тоски по
чему-то
такому.. как
прошла
жизнь.. жизнь
вытекает
как струйка
воды из
разбитого
кувшина, а
тут все
наоборот,
сердце
вопит от
счастья,
жизнь
прекрасна! И
кулаком по столу:
это
утверждение:
такая
народная
музыка нам
нужна. Первым
номером с
него
слушатели
узнают песню
«Стаканы». в
песне «Стаканы»
мы, взяв
классическую
ирландскую
мелодию, ее
поиграли, и
пришли
такие слова,
которые не
могут не
отозваться
эмоциональным
взрывом в
душе любого
человека,
живущего здесь.
И поэтому
эта песня с
первого
исполнения
вызывает
какую-то
фантастическую
эмоцию у
зала. Все
чувствуют,
что они
давно
хотели сказать
то же самое,
но не знали
как. Следующей
была
представлена
песня «Voulez-vous coucher avec moi»… песня
вполне
русская, но
получилось
так, что она
построена
на
французской
фразе, которая,
собственно,
взята из
кинофильма
Мулен Руж и
всем
известного
ролика,
который так
и
называется
«Voulez-vous coucher avec moi», но там
девушки
другие
предлагают
зрителям одно,
а у нас песня
немножко
про другое,
но теми же
словами. В
переводе с французского
эта фраза
означает «не
хотите ли
прилечь
рядом со
мной». Но песня,
на самом
деле, не
столько об
этом, сколько…
в общем,
продолжение
темы
«Стаканов». Но
только в тот
раз
настроение
было
какое-то предновогоднее,
а здесь,
скорее,
имеется в
виду утро
первого
января. 2007
год. В
преддверии
35-летнего
юбилея
группы «Аквариум»
издательство
«Открытый
мир»
приготовило
ку серию
книг
духовно-эзотерической
направленности
в переводах
Бориса
Гребенщикова.
В серии
изданий
есть даже
одна из древнейших
священных
книг Индии
«Катхаупанишады». 7 августа
в
Санкт-Петербурге
скоропостижно
скончался
лидер
группы
"Оркестр
Вермишель",
бывший
участник
группы
"Аквариум" Сергей
Щураков.
Неделей
ранее
47-летний
музыкант
был
госпитализирован
с диагнозом
перитонит в
больницу
НИИ скорой
помощи
Санкт-Петербурга,
где ему была
успешно
сделана
срочная
операция.
Однако
вскоре у
него
открылась
язва
12-перстной
кишки. Врачи
провели
вторую
операцию, но
спасти
музыканта
не смогли. Сергей
Щураков
получил
широкую
известность,
работая с
Борисом
Гребенщиковым.
Впервые он
появился в
"Аквариуме"
на записи
альбома
"Равноденствие"
в 1987 году. В 1991
году после
распада
"Аквариума"
Щураков
стал
основной музыкальной
силой
"БГ-Бэнда",
играя на аккордеоне,
мандолине и
пианино. В 1993
году он влился
в состав
возрожденного
"Аквариума",
где играл до 1997
года. При
участии
Щуракова
были
записаны
альбомы
"Пески
Петербурга",
"Кострома mon
amour",
"Навигатор",
"Снежный лев",
"Гиперборея"
и
эпохальный
"Русский альбом".
В разное
время
Сергей
Щураков
участвовал
в группах
"Трилистник"
Андрея
"Дюши"
Романова и
"Популярная
механика"
Сергея
Курехина. В 1996
году он
создал "Оркестр
Вермишель".
За десять
лет группа
выпустила
три альбома.
Кроме того,
музыканты
записали
музыку к
фильму
"Свои"
Дмитрия
Месхиева и
ленте
Сергея
Потемкина
"Город без солнца".
Сергей
Щураков был
похоронен 9
августа на
Волковском
православном
кладбище Санкт-Петербурга
рядом с
Майком
Науменко и
Дюшей
Романовым. В октябре
закончился
монтаж
аудио- и
видеозаписей
концерта
группы
«Аквариум»,
состоявшемся
21 мая в
лондонском Royal
Albert Hall. Работа над
DVD велась в
Лондоне,
интерес к продукту
проявили
некоторые
западные
телепродюсеры.
«В
Чехии очень
популярен
альбом
«Прибежище», а
БГ там
известен
главным
образом как
исполнитель
мантр –
песни
«Аквариума»
там знают меньше». 17 октября
начался тур
«Аквариума»
по городам
России.
Поездка
получила
название
«Лунный тур»: в
программу
вошло
максимальное
количество
песен с
упоминанием
Луны.
Маршрут прошёл
по средней
полосе
России. 2008 год. На
февраль или
март
«Аквариум»
планирует выпуск
нового
альбома под
рабочим
названием «Пушкинская,
10». «Этот
заголовок –
своеобразный
аналог
битловского
«Abbey Road»: Пушкинская,
10 – адрес
нашего
арт-центра,
студии и
репетиционной
базы, -
объясняет
Максим
Ландэ. –
И вообще это
такой клуб,
где базируется
несколько
коллективов».
В пластинку
войдут не
самые новые,
но пока не
издававшиеся
на
аудионосителях
песни.
Некоторые из
них
исполнялись
на
концертах,
некоторые
нет.
«Накопилось
достаточно
материала,
который был
создан уже в
новом веке,
но так и не
попал ни в
один альбом». Благотворительный
концерт в
поддержку бездомных
Санкт-Петербурга
состоялся в петербургском
ДК
Ленсовета в
первых
числах
февраля.
Инициатором
проведения
акции стал
лидер «Аквариума»
Борис
Гребенщиков.
Помимо БГ,
участниками
программы
стали
группы
«Сплин»,
«Маркшейдер
Кунст» и Billy's Band.
Все
музыканты
отказались
от гонораров
за
выступление
в пользу
РБОО
"Ночлежка". Художественное
оформление
концерта
взяла на
себя
арт-группа
«Митьки». Сейчас
Гребенщиков
у себя дома в
Петербурге перезаписывает
старый
материал.
"Аквариум"
поэтому
звучит тут
из каждой
комнаты - "Древнерусская
тоска"
накладывается
на "Письма с
границы
между
светом и
тенью". Когда
запись
закончится,
БГ с группой
отпразднуют
35 лет в
"Олимпийском"
и
отправятся
на поиски
нового -
только не
понятно,
чего
именно…
|
Разработка
и поддержка
сайта — Александр
Поляков aka PrankeR.
Использование
материалов
сайта
допускается
только с
согласия
автора и со
ссылкой на
источник.
Координаты
для связи: e-mail